Психотерапевтическая энциклопедия

  • Аверсивные методики (лат. aversio — отвращение) лежали в основе практического применения экспериментальных теорий научения. В настоящее врем

  • Современные общедоступные методы записи звука и изображения стремительно внедряются в психотерапию. До сих пор не оценено их значение для

  • Структурная модель А. п. Р. вводит ряд градаций психологической защиты, связанной с различными уровнями интеграции психики. В определении а

  • Альфред (Adler А., 1870-1937). Основатель индивидуальной психологии. Родился в Вене, умер в возрасте 67 лет в Шотландии во время лекционного турне по

  • Ганс (Eysenck H. J., род. 1916). Известный психолог и психотерапевт. Родился и получил образование в Берлине, однако оставил Германию по политически

  • Проблема активности человека всегда связана с его волевыми качествами, с уровнем его сознательного отношения к действительности. Для росс

  • Штекель (Stekel W., 1868-1940) был одним из ближайших учеников Фрейда (Freud S.). Он получил медицинское образование в Вене, одним из его педагогов был Кр

  • (Activity Group Psychotherapy). Славсон (Slavson S. R.), по образованию инженер, стал одним из ведущих специалистов в США в аналитической групповой психотерапи

  • Метод корригирующего воздействия, предложенный Н. В. Ивановым, осуществляется путем регулярных, систематических бесед с больным, построен

  • Модификация аутогенной тренировки, в которой расслабление определенных мышечных групп становится самостоятельной ее целью. Показанием д

  • Ференци Шандор (Ferenczi S., 1873-1933) — выдающийся австро-венгерский психиатр и психоаналитик. Получил медицинское образование в Вене. Заинтересо

  • Методика, разработанная А. С. Роменом (1967), включает два этапа обучения. На первом этапе больные обучаются произвольно вызывать у себя состо

  • Основана на учении И. П. Павлова и К. М. Быкова о регулирующей деятельности коры головного мозга и об условных рефлексах, образованных от рец

  • Активные методы обучения в последнее время начинают занимать все более существенное место в подготовке специалистов в самых различных об

  • Франц (Alexander F. G., 1891-1964). Немецкий психоаналитик, психиатр, исследователь психосоматических заболеваний. В 1930 г. переехал в США, где в 1939 г. орг

  • Разработана Кьюгли (Quigley D., 1984) и изложена в его руководстве к практическому применению, которое является учебником по А. г. К. при профессион

  • А. п. представляет собой одну из областей так называемой альтернативной медицины. Основным отличием последней является использование альт

  • Вариант проведения психотерапии и связанных с ней консультативно-диагностических мероприятий для приходящих пациентов без госпитализац

  • Теоретическая концепция и предложенный на ее основе метод психотерапии разработаны венгерским психиатром Сонди (Szondi L.), с 1944 г. проживавши

  • (групповой психоанализ, групповой анализ). Вариант психоаналитической психотерапии, проводимой с группой (в группе) пациентов.Одним из пер

  • Это одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинно

  • Недостаточная изученность проблемы анозогнозии у наркологических больных обусловлена её сложностью и терминологической путаницей, когд

  • Приемы, используемые при психотерапии в группе больных (Либих С. С., 1974), позволяющие окольным путем достигнуть осознания пациентом связи ме

  • Общее название ряда направлений в современной психотерапии, объединенных ориентацией на философские концепции личности (в основном экзис

  • Понятие, используемое в дескриптивной лингвистике и нормативной логике, опирающееся на прагмалингвистическую теорию Остина (Austin J. L, 1962) и

  • Термин «арететерапия» предложен русским врачом-терапевтом А. И. Яроцким, профессором медицинского факультета Юрьевского университета, дл

  • Изучение А. началось в 20-е гг. нашего столетия с фундаментальных работ Принцхорна (Prinzhorn H., 1922). В России в 1926 г. вышла первая монография, посвя

  • Непосредственной целью А. т. является тренинг уверенного поведения, способствующего формированию уверенности в себе (ассертивности). Под у

  • Аудиовизуальные технические системы обеспечивают запись или воспроизведение одновременно звуковых и зрительных образов. С их помощью ви

  • (греч. authentikys — подлинный). Понятие, разработанное в гуманистической психологии и психотерапии и отражающее одну из важнейших интегративны

  • (греч. autos — сам, genos — происхождение). Активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динам

  • Гипнотическое состояние, вызываемое субъектом по собственной инициативе. По мнению Шертока (Chertok L., 1972), А. может использоваться для упрочен

  • Михаэль (Balint M., 1886-1970). Английский врач-психоаналитик венгерского происхождения. Вклад Б. в психотерапию считается революционным шагом от п

  • Этот метод групповой тренинговой исследовательской работы получил название по имени своего создателя — Балинта (Balint M.), проводившего с 1949

  • Распространение опыта Балинта (Balint M., 1957), созданного им метода (см. БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА) и его вариантов. С 1960-х гг. опыт работы балинтовских

  • Аарон (Beck А. Т., род. в 1921 г.). Основатель когнитивной психотерапии, одной из наиболее влиятельных и эмпирически валидизированных форм психот

  • Эрик (Berne E., 1902-1970). Известный американский психотерапевт и теоретик психоаналитического направления. Занимался частной практикой в Кармел

  • Владимир Михайлович (1857-1927). Выдающийся отечественный невропатолог, психиатр, физиолог. Родился в Вятской губернии в семье деревенского по

  • Предпочитаемая человеком репрезентативная система — это та система, которой он чаще всего воспринимает информацию о мире. Одним из методо

  • Чаще всего под Б. понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Лечение чтением (так называемая Б.) вхо

  • Людвиг (Binswanger L, 1881-1966). Швейцарский психиатр, основатель школы экзистенциального психоанализа, получившего название дазайнанализа (Daseinanalyse

  • (Masserman J. Н.). Представляет собой обоснование теории и практики психотерапии на наиболее общих физиологических принципах и тем самым разрабо

  • (англ. — biofeedback). В основе этого метода лежит принцип целесообразного саморегулирования непроизвольных функций с использованием систем вн

  • Сочетанное применение биологических и психотерапевтических воздействий, методика которого разрабатывалась отечественным психотерапевт

  • В психотерапии термином Б. обозначается группа разнообразных психотерапевтических подходов, школ самосовершенствования и целительства,

  • Основное внимание в этой психотерапии уделяется исследованию функций тела в их отношении к психике. Лоуэн (Lowen А.) родился в Нью-Йорке, был у

  • Ситуация терапии, с одной стороны, и ситуация реальности медицинского учреждения, в котором больной находится на лечении, вынужденно разъе

  • Б. п. является методом параллельной психотерапевтической работы с двумя малыми группами — группой пациентов с различными формами нервно-п

  • Направление в психологии, сформировавшееся в начале XX в. и являющееся теоретической основой поведенческой психотерапии. Основоположником

  • В широком смысле это понятие означает вербальное (словесное) описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. В специальной терминологии (He

  • Основой подобной классификации методов групповой психотерапии является преобладающий тип коммуникации и характер получаемого материала

  • Известно, что внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания в сообщении. Так, например, человеку нельзя что-ли

  • В основе ее лежит использование видеотехники, с помощью которой пациентам создают условия для самоконфронтации через предъявление им объ

  • (лат. suggestio). Подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических п

  • Методика относится к гипносуггестивной психотерапии, предложена К. И. Платоновым (1930) как вспомогательный терапевтический прием — внушени

  • Ранк Отто (Rank О., 1884-1939) — австрийский психоаналитик, один из самых блестящих учеников Фрейда (Freud S.). Его работы соединяют теоретические пред

  • Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, псих

  • Этим термином обозначается индивидуальная способность подвергаться гипнотическому воздействию, достигать гипнотического состояния той

  • Термин, используемый для обозначения психотерапевтических приемов, сочетающих гипноз с психоанализом, катарсическими приемами и др. (Ливш

  • Разновидность групповой психотерапии, в которой совмещаются гипноз и психодрама. Методика Г. была описана Морено (Moreno J. L.) в 1950 г. совместно

  • (греч. hypnos — сон). Временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что св

  • Методика гипнотерапии, способствующая созданию лечебно-охранительного режима. Г.-о. отвечает требованиям немедикаментозной терапии сном,

  • Метод психотерапии, использующий гипнотическое состояние в лечебных целях. Широкое распространение Г. отражает ее лечебную эффективность

  • Прием высвобождения, раскрепощения эмоционально значимого для пациента материала в состоянии гипноза. Включает ряд этапов: достижение ги

  • Б.Н. Бирман (1884-1952), ученик И. П. Павлова, в 1930-е гг. особое внимание уделял углублению и расширению теоретических основ патогенеза и психотера

  • (греч. holos — весь, целый и tropos — поворот, направление). Данная стратегия психотерапии, разработанная Грофом (Grof S.), использует для достижения

  • Фулкс (Foulkes S. Н., 1898-1976) изучал психиатрию в Гейдельберге, Франкфурте, Мюнхене и Берлине. Среди его педагогов были Крепелин (Kraepelin E.), Бергманн (

  • Совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и

  • Метод групповой психотерапии. Наряду с термином Г. д. употребляются такие понятия, как «свободная дискуссия», «неструктурированная дискус

  • Психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности

  • Г. п. п. рассматривается как серия межличностных интеракций в малой группе, нацеленных на формирование у участников адекватной самооценки

  • В современной литературе это понятие используется в 3 значениях:1. Г. т. — как совместная деятельность пациентов в лечебных целях, направлен

  • Групповые формы психологического воздействия стали подлинным знамением времени в силу как экономичности, так и эффективности, часто боле

  • С точки зрения реализации целей и задач Г. п. является главной фигурой психотерапевтического процесса. Он привносит в него индивидуальные

  • Основоположником Г. в., радикального крыла группового движения, ориентированного на оказание психологического содействия росту личности,

  • Исследуя природу и общественную сущность человека, характер «болезни» современного капиталистического общества, идеал «здорового» общес

  • Одно из трех основных направлений современной психотерапии, к которым причисляют также динамическое и поведенческое (Parloff M. В., 1975; Karasu Т. В.,

  • Представляет собой направление в современной психотерапии, разработанное Бинсвангером (Binswanger L.), Боссом (Boss M.), Меем (May R.), Куном (Kuhn R.), Страу

  • Исходной теоретической предпосылкой Д. т. является тезис о том, что движение тела является основой всех жизненных проявлений, включая когн

  • Д. т. п. К. является одной из форм психотерапии, основанной на признании взаимосвязи между телом и мозгом. Телесные расстройства (осанки, дых

  • Один из катарсических методов, созданный болгарским психиатром Чолаковым (Чолаков К., 1933). В последние десятилетия декапсуляция, так же как

  • Собирательное понятие, включающее различные психотерапевтические подходы и методы, применяемые для лечения детей и подростков с психичес

  • Дзэн — не религия и не философия, это образ жизни, обеспечивающий человеку гармонию с самим собой и с окружающим миром, избавляющий от стра

  • Аммон (Ammon G.) — известный психиатр и психотерапевт, основатель Берлинской школы динамической психиатрии. Первоначально обучался у последо

  • Общее название ряда видов психотерапии, ориентированных на психоаналитическую теорию. Основой Д. н. в п. является достижение понимания дин

  • Включает все формы психотерапии, для которых характерны принятие психотерапевтом роли организатора и руководителя терапевтического проц

  • В конце 1940-х гг. Торном (Thorne F. С.) предложена модель психотерапии, включающая ряд психотерапевтических приемов, которые автор считал оригина

  • Суггестивный прием, реализуемый в бодрствующем состоянии. Методика предложена К. М. Дубровским для «одномоментного снятия заикания». «Сня

  • Поведение психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом может устойчиво или динамически проявляться в ходе лечения в виде директивного

  • Вариант поведенческой психотерапии, разработанный словацким психологом Кондашом (Kondas О., 1976). Термин «дисцентный» происходит от лат. discere —

  • (Long-term Psychotherapy). Психодинамический психотерапевтический процесс. О Д. п. можно говорить, когда курс лечения превышает 40-50 сеансов. Длительное

  • Одна из основных техник психодрамы. Д. означает, что другой человек (обычно ведущий группу или котерапевт) выступает в качестве дубля на мес

  • Техника дыхательной терапии и дыхательной педагогики, развитая немецким ученым Миддендорф (Middendorf I.). Как учение о дыхании имеет также назв

  • (token economy). Направлена на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения психотерапевтически желательного поведения пациента

  • З. о. п. представляет собой довольно распространенную особенность пациентов, проявляющуюся в процессе психотерапии. Большинство пациентов

  • В основе современного глобального кризиса — как в индивидуальной, так и в общественной жизни — с его многочисленными влияниями и гранями,

  • В последние десятилетия наметилась выраженная тенденция к усилению роли среднего медицинского персонала в совершенствовании всей систем

  • Изучение детской игры путем наблюдения, интерпретации, структурирования и др. позволило осознать уникальность способа общения ребенка с о

  • (лат. imago — образ, вид). Предложена создателем онтопсихологии Менегетти (Meneghetti Т). Является основным методом психотерапии, ориентированным н

  • (лат. imago — образ). Психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебн