Психологическая энциклопедия

  • (p. 1928). Основные научные достижения Шайи связаны с лонгитюдным исследованием интеллектуального развития взрослых и с теоретическими работ

  • Ш. яв-ся, по-видимому, древнейшей целительской традицией человечества, сохраняющейся на протяжении десятков тысяч лет. За использование пс

  • (1899-1977). Шелдон создал эмпирическую базу для структурной теории личности, впервые выдвинутой Гиппократом и Галеном. Шелдон по существу уточ

  • (1906-1988). Шериф положил начало серии естественных экспериментов по формированию групп, межгрупповому конфликту и сотрудничеству.

  • (1857— 1952). Шеррингтон опубликовал работы по цветовому зрению и фликер-эффекту, а также по тактильным и мышечным ощущениям. Он ввел в употребл

  • Ш. л. о. , называемый тж просто 16PF, яв-ся важнейшим технологическим продуктом исслед. самооценочных (self-report) данных, проводившихся под руковод

  • (p. 1922). Шехтер разработал когнитивную теорию эмоций, в которой обосновал утверждение, что люди не могут отличить одну эмоцию от другой, если

  • Ш. л. — формальная категория психич. расстройств, расположенная на оси 11 классификационной системы, описанной в «Руководстве по диагностик

  • Согласно «Руководству по диагностике и статистической классификации психических расстройств», главными характеристиками расстройства я

  • С ранних ист. времен встречаются описания людей, поведение к-рых считали отклоняющимся, ненормальным, больным или вызванным одержимостью д

  • (p. 1910). Шираи изучал детей и обнаружил, что перенос поведения у них заметно отличается от переноса поведения у животных, которые ранее служи

  • А. Л. Бентон разраб. Тест визуальной ретенции в качестве дополнения к мерам слухо-речевого сохранения. Совр. версия этого теста, известная п

  • Понятие «кумулятивности» (последовательности) как желательном качестве шкалы было введено Л. Гуттманом. В ряде статей Гуттман развивал ид

  • Ш. и. С.-Б. оказала на американское об-во большее влияние, чем к.-л. др. психол. инструмент. Она прочно вошла в сознание законодателей и деловых

  • Ш. н. п. c. (LPC) — опросник, относящийся к классу стандартизованных самоотчетов и состоящий из серии шкал семантического дифференциала, таких

  • Ш. О.—В.—Л. осн. на классиф. осн. мотивов личности, предложенной Э. Шпрангером в работе «Типы людей» (Types of men). Существует 6 ценностных ориента

  • Изобретение Ш. с. к. обычно приписывают Ф. Бланцу и Э. Гизелли, хотя сама процедура имеет более ранние корни в работе Фридриха Бланца в Финлян

  • Ш. с. д. Б. входит в число первых методик, разраб. для измерения аттитюдов к расовым и этническим группам. В основе этой шкалы лежит следующее

  • В течение второй половины XIX в. ряд исследователей изучали связь между интенсивностью раздражителя и величиной вызываемого им ощущения. Со

  • Процедура Ш. Л. названа именем ее изобретателя, Ренсиса Лайкерта, первым применившего этот подход при проведении опросов в области аттитюд

  • Метод Ш. Т., тж известный как метод субъективно равных интервалов (method of equal-appearing intervals), — процедура, разработанная Тёрстоуном для конструир

  • В настоящее время существуют две редакции Ш. М-П.: шкала умственных тестов Меррил-Палмер (Merrill-Palmer Scale of Mental Tests) и Расширенная шкала Меррил-Па

  • Ш. р. м. Б. представляют собой критерии для оценки развития младенцев и детей раннего возраста в интервале от 1 до 30 месяцев. Содержание теста

  • Ш. б. н. — это название специфического приложения терапии реальностью к условиям школы. Глассер обнаружил, что осн. препятствием к успешном

  • Большинство психологов обучается на факультетах психологии в ун-тах. Даже те, кто приступает к профессиональной деятельности в области кл

  • Степень, в к-рой ребенок обладает необходимыми умениями и оказывается в состоянии отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в

  • Ш. ф. обычно определяется как беспричинный страх перед школой и/или неуместная тревога, вызванная расставанием с домом. Ш. ф. присущи нескол

  • На протяжении большей части своей истории преимущественным занятием психологии являлось изучение научения. Большинство исслед. научения

  • Термином «компания» (gang) часто обозначают группу лип, объединившихся для реализации к.-л. дурной цели. В действительности же тесные сплочен

  • Задачи психол. оценки, консультирования и вмешательства в системе школьного образования преимущественно ложатся на плечи Ш. п. В более чем

  • (р. 1918). Суицидолог и танатолог Шнейдман провел ряд исследований смерти и самоубийств.

  • (1788—1860). Шопенгауэр подчеркивал важность освобождения души от чувственных оков. Согласно Шопенгауэру, в жизни люди по необходимости связа

  • (1882-1963). Шпрангер выделил шесть человеческих типов исходя из жизненных целей и ценностей человека, которые действуют помимо и независимо от

  • (1776— 1832). Френолог Шпурцгейм установил 37 способностей разума, связав каждую с определенным участком коры головного мозга. Подразделение им

  • (1861—1925). Штайнер основал первую вальдорфскую школу, на основе которой к настоящему времени развилась крупнейшая в мире система частных отк

  • (1868-1940). Штекель делал акцент на обучающей роли аналитика и рассматривал терапевтическое отношение как активное партнерство. Он подчеркива

  • (1848—1936). «Психология тона» (Tonpsychologie) Штумпфа — первая работа по психологии музыки. Одним из наиболее важных аспектов этой работы была теори

  • (1863—1940). Шуман изучал разнообразные зрительные формы и иллюзии, не испытывая необходимости прибегать для объяснения исследуемых феномено