Психологическая энциклопедия

  • Садистические ритуалы (СР), известные тж как сатанисткие ритуалы или ритуализированное насилие, представляют собой брутальную форму жесто

  • Основанием для существования сложного термина С. яв-ся то, что большинство лиц с садистскими наклонностями имеют тж и мазохистские желания

  • (p. 1916). Саймон был пионером в деле создания информационной психологии и вел активную работу в таких областях, как математическая экономика

  • (1900—1957). Сакель приобрел известность в связи с открытием им метода инсулиношоковой терапии шизофрении.

  • (р. 1932). Салливан исследовал обучение и научение в ходе реализации коррективных и основных программ первого и второго курса университета. Р

  • (1892—1949). Салливан был убежден в том, что личность формируется в межличностных отношениях; более того, он считал взаимоотношения между пацие

  • С. связана с челов. потребностью в самореализации. Она означает, что люди испытывают потребность и стремятся к осуществлению всего того, чт

  • Психология как наука построена на допущении, что все поведение яв-ся закономерным, что оно детерминировано нек-рым набором сложных, пусть д

  • Психология имеет длинную и бурную историю взаимоотношений с понятиями, связанными с вопросами челов. волеизъявления. Сила воли, воля и С. п

  • Осн. идею С. п. сформулировал соц. психолог У. А. Томас: «Если люди определяют ситуации как реальные, они оказываются реальными в своих послед

  • С. относится к тому, какое мнение составляет о себе чел., включая степень самоуважения и самопринятия. С. отражает чувства личной ценности и

  • С. — это процесс, благодаря к-рому чел. добровольно и сознательно раскрывает др. достоверную, важную, личную и до сих пор не разглашавшуюся и

  • Бэйчлер предложил определение, подчеркивающее операциональные функции, к-рые предположительно обслуживает суицидальный акт: «С. наз. любо

  • Источники эффективностиВера людей в свою эффективность происходит из четырех осн. источников. Наиболее эффективный способ уверовать в со

  • (р. 1922). Сандберг отстаивает важность учета в исследованиях двух измерений: «горизонтали» (в смысле сравнительного знания культур, сообщест

  • (р. 1920). Зац наиболее известен своими взглядами на психическую болезнь как миф и своей непримиримой оппозицией практике ограничения свобод

  • Очевидцы события рассказывают о том, что им удалось воспринять; кроме того, они могут сообщить о данном событии только то, что помнят. Поэто

  • Ярко выраженная детерминистская стратегия, воспринятая психологией как наукой о поведении на очень ранних этапах ее развития, оказалась н

  • В психологии и в психологически ориентированной философии представлены две полярные позиции по вопросу о С. в. Согласно одной из них, в нас

  • С. в. широко используются для исслед. памяти и научения. Обычно испытуемому предлагают информ. для запоминания, а спустя нек-рое время прося

  • (1812—1880). Сеген создал методики сенсорной и мышечной тренировки, обеспечивающие детям с задержкой психического развития возможность интен

  • Д. Стэнг и Л. Райтсмен определяют С. как «любой аттитюд, действие или институциональную структуру, к-рая основывает реакцию на чел. на факте

  • В развитии С.-т., как и психотер. в целом, принимали участие священнослужители, философы и врачи. Со временем — в 1920-е гг. — С.-т. стала научной

  • Термин «С. д.» в его клиническом использовании обозначает стойкие и частые нарушения объективного сексуального функционирования в сочета

  • С. д. у ж. могут наблюдаться в каждой фазе сексуального цикла: желания, возбуждения и оргазма или разрешения. Кроме того, боли или мышечный сп

  • Существуют различные схемы классиф. С. д. у м.; наиболее распростр. яв-ся схема, предложенная У. Мастерсом и В. Джонсон. Классиф. включает 4 кат

  • ОпределенияПоловая (сексуальная) ориентация — это предпочитаемый индивидуумом пол партнера в эротических/любовных/эмоциональных отноше

  • К С. ч. относят широкую область функционирования, начиная от осн. физиол. различий между мужчинами и женщинами, до черт, характеризующих мас

  • С. — это общий подход к объяснению сложных явлений, при к-ром сложность рассматривается как кумулятивный рез-т повторяющегося действия отн

  • (р. 1942). Селигман переформулировал модель беспомощности, утверждая, что именно атрибуции определяют проявление беспомощности.

  • (1907—1982). Селье сформулировал систему правил поведения, основанную на законах, управляющих сопротивляемостью организма стрессу, помогающи

  • С. д. был разраб. Ч. Э. Осгудом как измерительная процедура для оценки значений. Осгуд предполагал, что значения слов могут изменяться в отно

  • Описание семейной терапииС. т. может быть охарактеризована как попытка модификации отношений в контексте семейной системы. В С. т. симптома

  • Одна из первых в истории попыток изучения С. к. была предпринята Рубеном Хиллом, исследовавшим воздействие стресса, связанного с разделени

  • Сенильные (старческие) психозы характеризуются малозаметным началом и постепенным, непрерывным ухудшением психич. функционирования впло

  • Механизмы управления движениями чел. локализуются в границах Ц. н. с., состоящей из головного и спинного мозга. За исключением самых простых

  • С. д. — эксперим. процедура, осуществляемая с целью устранить или ограничить влияние на испытуемых сенсорных стимулов. Первые такие экспер

  • (1884—1939). Изучение языка американских индейцев стало существенным вкладом Сепира в зарождавшуюся лингвистическую антропологию.

  • (p. 1944). Исследования Серпелла сконцентрированы на применении теории внимания к различным аспектам развития ребенка, в особенности к ошибка

  • (1829— 1905). Основоположник российской психологии, Сеченов способствовал сближению психологии и естественных наук и, в некотором смысле, сыгр

  • (p. 1918). Сигуан стоял у истоков исследований языка младенцев, пытаясь объяснить происхождение устной речи из невербальной коммуникации.

  • Термин «С. и.» связывают с определенным социологическим и социально-психол. подходом к изучению жизни челов. группы и взаимодействия между

  • С. р. характеризуется «сфабрикованными» больным симптомами, не являющимися проявлением естественного течения к.-л. заболевания. Очевидной

  • В «Руководстве по диагностике и статистической классиф. психич. расстройств» (DSM-IV) в качестве кардинальной характеристики С. указывается п

  • (p. 1922). Главные достижения Сингера в психологических исследованиях связаны с изучением субъективного восприятия пищевого и питьевого пове

  • (1932-1979). Сингх создал первую в Индии лабораторию по изучению приматов. Его главные интересы лежали в таких областях, как воздействие городск

  • С. в. к. представляет собой хроническое психофизиологическое желудочно-кишечное расстройство, проявляющееся комплексом соматических симп

  • СДВГ — это комплексное хроническое расстройство мозговых функций, поведения и развития, поведенческие и когнитивные последствия к-рого п

  • С. Л.-Н. (или синдром HPRT — фермента гипоксантин-гуанин-фосфорибосилтрансферазы) представляет собой редкую, сцепленную с Х-хромосомой врожде

  • Синдром Мюнхгаузена «от третьего лица» (СМ) — форма жестокого обращения с детьми, при к-рой родители создают ложное представление о наличи

  • Малоизвестная до 1980-х гг., хрупкая Х-хромосома представляет собой хромосомную аномалию, считающуюся сейчас наиболее частой наследственной

  • Кажется бесспорным, что в своем зрении мы имеем дело со светом, в своем слухе — со звуками и т. д. Тем не менее опыт С. относится к сенсорным в

  • (p. 1922). Важнейшие научные работы Синхья посвящены психологическим аспектам социоэкономического развития, депривации и бедности, а также ко

  • (1908-1989). Первоначальный интерес Сирса к физиологической психологии со временем сменился интересом к исследованиям личности и мотивации. Он

  • Под С. о. в о. подразумевается любой способ или паттерн реагирования на пункты теста, выражающийся в том, что тестируемые отвечают на них ина

  • С. о. и. имеет место в тех случаях, когда группы реагируют по-разному на задания в тестах достижений, интеллекта или способностей, либо в др. и

  • Между разными соц. и расовыми группами наблюдаются существенные различия в средних значениях оценок по стандартизованным тестам умственн

  • Исторически сложилось так, что в американской психологии С. и т. тесно связаны между собой. Именно поэтому изучающим психологию важно знать

  • (1866—1949). В течение многих лет Сишор вел экспериментальные исследования в области психологии музыки. Он полагал, что музыкальная одаренност

  • (p. 1936). Скарр попыталась определить генетическую изменчивость различных видов человеческого поведения, проводя исследования с использова

  • (1904— 1990). Скиннер был убежден, что научение не может происходить при отсутствии того или иного вида подкрепления, положительного или отрица

  • Несчастные случаи яв-ся осн. причиной смерти, острой госпитализации и инвалидности во всех возрастных группах. Исслед. в психологии преим.

  • (1869-1955). Скотт перенес свои психологические прозрения и догадки в сферу труда и внедрил коммерческое использование психологии в рекламном

  • (1864— 1945). Скрипчур придумал термин кабинетная психология (armchair psychology) для характеристики тех психологических направлений, в которых теории

  • Хотя С. является эмоцией, к-рую, вероятно, испытывал каждый из нас, она вызывала к себе меньший исследовательский интерес по сравнению с так

  • В издании 1994 г. каталога Tests in print IV перечислено 40 англоязычных С. т. (нек-рые не вошли в этот список). Однако подобные перечни яв-ся лишь верхуш

  • Тест Пибоди представляет собой 175-страничный буклет, каждая страница к-рого содержит 4 ил. широко распростр. объектов, таких как игрушки, кух

  • Разраб. в 1939 г. Службой занятости Министерства труда США (U.S. Department of Labor's Employment Service), С. п. предоставляет стандартизованную информ. о професси

  • В декабре 1947 г. Совет регентов ун-та штата Нью-Йорк (New York State Board of Regents) дал разрешение на создание Службы тестирования в образовании (СТО) — н

  • С. г. л. дают определенным группам населения возможность беспрепятственно и анонимно связаться с психол. консультационной службой, где в ро

  • В США система здравоохранения представляет собой сложную смесь отдельных подсистем, каждая из к-рых развивалась отдельно и ориентирована

  • Звуковые волны имеют длительность и м. б. описаны с помощью трех физ. характеристик: частоты, интенсивности и фазы. Слуховая система с ее ана

  • Процесс С. в. включает выработку поведенческих реакций на простые и сложные акустические стимулы: чистые тона, музыку, речь и шум.Чистый тон

  • С. ч. — это числа, генерируемые посредством случайного процесса, к-рый порождает любое число т. о., что каждая из десяти цифр (0, 1, 2, ... 9) имеет р

  • Как свидетельствует история, во всех областях медицины психосоциальному уходу за умирающим больным уделялось мало внимания. Однако в 1960—7

  • С. агрессии указывает на перенаправление вредоносного поведения с первичной на вторичную мишень или жертву. Ранняя теория С. была предложе

  • С. р. т., связанное с расовыми (этническими) различиями, представляют собой наиболее общую форму гипотезы о систематической ошибке теста, об

  • (p. 1919). Смит изучал антисемитизм, расовые предрассудки и моральные суждения студентов-активистов 1960-х годов. В своих исследованиях он пытал

  • С. становятся предметом научного исслед., начиная с середины XIX в. До этого было много предположений об их происхождении и значении. Популяр

  • Собеседование с увольняющимися из орг-ции сотрудниками преследует две разные цели: сбор информ. и сообщение информ.Сбор информ. проводится

  • Несмотря на широко и давно признанную центральную роль С., или копинга, в адапт., до сих пор не было достигнуто общего согласия в отношении е

  • С. т. представляет собой метод лечения, при к-ром к участию в сеансе психотер. привлекаются одновременно два и более члена семьи или супруже

  • В этой статье описывается неск. распростр. и существенно отличающихся между собой систем психотер., хотя требования краткости вынуждают ав

  • Несмотря на то что С. — наиболее очевидный и хорошо знакомый каждому признак нашего существования, филос. и психол. рассуждения о С. весьма

  • Целесообразная длительность психотер. служила предметом дискуссий, начиная с времен З. Фрейда, к-рый был озабочен длительностью проведени

  • Термин «С. т.». относится к любой из широкого множества психотерапевтических процедур с относительно ограниченными и точно очерченными це

  • (p. 1914). Книга Солтера «Условно-рефлекторная терапия» (Conditioned reflex therapy) подвела основу под поведенческую терапию, а другая его работа — «Довод

  • Термином «С.» обозначается психол. или психиатрическая симптоматика первично соматической этиологии. В отличие от психосоматических расс

  • В основе идеи С. лежит предположение о том, что поведение или личность определяются физ. характеристиками тела. Процесс определения С. пред

  • Умозрительные рассуждения о природе С. восходят к периоду античности (Аристотель написал отдельную главу о С.), тогда как эмпирические иссл

  • Несмотря на то что философы и теологи давно интересовались факторами, к-рые питают сотрудничество или соперничество, рассматривая первое

  • С. п. р. с. к. в. связано с удовлетворением потребностей и нужд специалистов, осуществляющих вмешательство в кризисных ситуациях. Овладения у

  • Термин «младенец» (infant), от латинского слова infans — «неговорящий», обычно охватывает возрастной диапазон от рождения до 2—2,5 лет. Социализац

  • Под С. ж. понимается склонность людей представлять себя в преимущественно выгодном свете. В области психол. тестирования понятие С.ж. на про

  • Изоляция детей от положительного межличностного контакта может лишать их важных компонентов социализирующего опыта. Длительная изоляция

  • С. п. имеет отношение к совокупному выигрышу в благополучии, к-рый люди получают от своих взаимоотношений с другими. Эмпирическое изучение

  • С. п. служит мостом, соединяющим интересы психологии, с се акцентом на индивидууме, с социологией, с ее акцентом на соц. структурах. В качеств

  • С. п. характеризуется использованием неинвазивных (неразрушающих) методов для изучения связей между реальными или воспринимаемыми физиол

  • С. ф. впервые была официально признана диагностической категорией в третьем издании DSM-III АПА в 1980 г., когда это расстройство было включено в

  • Любое челов. взаимодействие предполагает власть и влияние. Умение влиять на других и принимать ответственность за такое влияние составляе