Онлайн-калькулятор призвания

Психологическая энциклопедия

  • Область психотер. за долгие годы претерпела много изменений, большинство из к-рых было бы трудно предсказать. Начиная с относительно медле

  • Подход к Р. в. в перспективе времени жизни включает: а) изучение фазы жизни от окончания формального обучения до наступления пенсионного во

  • Первое концептуальное представление отрочества-юности было дано Г. Стэнли Холлом в его фундаментальном двухтомном труде «Юность» (Adolescence),

  • Детство — это период в развитии человека между младенчеством и взрослостью, определяемый на уровне культуры и, в ист. перспективе, являющи

  • Игра — это деятельность, совершаемая ради нее самой; применительно к детям ее можно рассматривать как то, что они делают, когда им разрешен

  • Почему одни люди сохраняют свою поведенческую компетентность до глубокой старости, тогда как другим свойственно раннее угасание? Этот воп

  • Р. м. — это область изучения младенчества в структуре жизненного пути чел. Такой широкий подход предполагает выявление и исслед. а) прената

  • Н. м. о. — это совокупность видов и форм поведения, к-рые определяют и, возможно, ограничивают качество личных отношений между людьми. Понима

  • Точка жизненного цикла, в к-рой происходит изменение, является критической. В традиционных подходах к развитию чел. подчеркивались изменен

  • Признание того, что структурирование занятий и достижение целей обучения являются важнейшими компонентами программы обучения, способств

  • Р. п. к. охватывает процесс, этапы и задачи продвижения от одной должности к др.. Теории, исслед. и вытекающие из них приложения к психологии п

  • Соц. поведение занимает в жизни людей наиважнейшее место, и потому его развитие требует внимания. Соц. поведение включает не только взаимод

  • Р. ч. на протяжении жизни — новейшая комплексная область эмпирических исслед. и теорет. осмысления жизненного пути чел.. Она включает: а) изу

  • Разные авторы употребляют термин «Р. э.» по-разному. Большинство психоаналитиков используют его в одной из трех областей: а) при описании пе

  • Р. — это предусмотренное законом расторжение брака. Начиная с 1960-х гг., отмечается тенденция к росту случаев Р., к-рая сопровождается ростом

  • P. у.-т. с. — это методический, систематический подход к проектированию, реализации и оценке программ обучения. Методология ISD представляет с

  • (1901—1973). Разран вел широкие исследования в области классического обусловливания, пытаясь связать различные типы научения с уровнями эволю

  • Конфликт указывает на предпочтения несовместимых действий в определенной ситуации. Он может существовать на уровне индивидуума, когда че

  • Хотя терминология в области ролевого анализа (ролевой теории) не стандартизирована, исполнение, или Р. р., чаще всего связывают с ее реализа

  • (1888-1969). Являясь приверженцем многих психоаналитических концепций, Райк, тем не менее, расходился с Фрейдом во взглядах на некоторые вопрос

  • (р. 1943). Райна участвовал в исследованиях, проводимых в Индии в рамках Национальной программы поиска талантов. Он проводил лонгитюдные иссл

  • (1895-1980). Райн, которого считают отцом экспериментальной парапсихологии, более 50 лет занимался активной исследовательской работой, чтобы вы

  • (1897—1957). Райх рассматривал эмоции как проявление биологической энергии (оргона), существование которой, как он считал, можно доказать строг

  • (1852— 1934). Кахаля называют отцом современной физиологической психологии. Разработанные им гистологические методы для выявления различных

  • Заслуги Отто Ранка перед теорет. и практ. психологией и его влияние на их развитие признаны в знач. меньшей степени, чем заслуги и влияние Фр

  • (1884—1939). Ранк пытался создать альтернативный научный подход, основанный на понимании человека как сознательного толкователя смысла и иниц

  • Под Р. р. понимается достижение уровня созревания раньше ожидаемого срока. Р. р. м. б. общим или специфическим в своих проявлениях. Специфиче

  • Определение. Р. в. представляют собой память о специфических инцидентах детского возраста. Эти воспоминания выделяются на фоне общей памят

  • (p. 1932). Вклад Рао в психологию, как теоретическую, так и экспериментальную, связан главным образом с изучением таких аспектов психической де

  • Классиф., начиная с линнеевской, проводили различия между «расами», если можно было с высокой точностью определить отличия членов групп др

  • Одно из наиболее обоснованных общих утверждений, к-рое можно высказать в отношении научения у людей, состоит в том, что некоторые формы Р. у.

  • Р. п., или дистрибутивная справедливость, составляет один из аспектов соц. справедливости. Она относится к тому, в какой мере доля благ, полу

  • (p. 1914). Рассел одним из первых начал поиски нейрохимических механизмов, лежащих в основе нормального и патологического поведения.

  • Р. с. является хроническим и прогрессирующим дегенеративным неврологическим заболеванием, поражающим миелиновые оболочки нервов и провод

  • К Р. а., характеризующимся грубыми нарушениями пищевого поведения, относятся нервная анорексия и булимия. Главным отличительным признаком

  • Предпринимались многочисленные попытки уточнения определяющих критериев для разграничения нормальной личности и ее расстройств. Центра

  • Считается, что полученная информ. и пережитые события более или менее постоянно фиксируются в памяти. Для понимания памяти может оказаться

  • В литературе описано несколько типов Р. п. п. и поведения, непосредственно следующего за едой. Наиболее широко распространенное — ожирение

  • Такие психол. процессы, как внимание, восприятие, мотивация, эмоции, речь, познание и действие, регулируются головным мозгом. При повреждени

  • Робак определил характер как склонность (disposition) к торможению побуждений и ограниченному преследованию своих личных выгод в свете некоего

  • Термин Р. п. имеет в психологии как описательное, так и диагностическое значение. На дескриптивном уровне термин используется, часто неопре

  • (p. 1920). После ранней специализации в области психофизики Ратх обратился к социальной психологии. Несмотря на непосредственное участие в ре

  • P. — филос. позиция, согласно к-рой решающая роль в установлении истины принадлежит разуму. Его можно противопоставить эмпиризму, считающем

  • Р-э. п. т. прежде наз. рационально-эмотивной терапией, представляет собой теорию личности и систему психол. лечения, разработанную в 1950-е гг.

  • Р. — это процесс, направленный на достижение определенных целей у индивидуума, перенесшего травму, заболевание или ослабляющее состояние.

  • В конце 1960-х гг. распространенность наркомании в Соединенных Штатах приняла размеры эпидемии; количество активных героиновых наркоманов о

  • Нападение или бегство яв-ся двумя осн. реакциями, имеющимися в распоряжении большинства животных, в том числе и людей, когда они сталкивают

  • (p. 1933). Ревуски способствовал развитию такого подхода к научению, в котором центральное значение придается врожденной ассоциативной предр

  • Регулируемое здравоохранение развивалось в 1980-1990 гг. так стремительно, что его дефиниция вынужденно оставалась изменчивой. Основанное на

  • Нек-рые стимулы, напр., пища для голодного животного или одобрение для чел., ищущего расположения аудитории, увеличивают частоту реакций, к-

  • Согласно теории оперантного обусловливания, поведение регулируется его последствиями, т. е. подкрепляющими или наказывающими событиями, с

  • (1839-1899). Резерфорд известен в психологии главным образом своей «телефонной теорией» слуха, предложенной им в 1886 году.

  • На протяжении жизни у чел. может возникнуть необходимость обратиться в учреждение резиденциального обслуживания. Это м. б. вызвано разными

  • (p. 1940). Клинические и исследовательские интересы Резника сосредоточены на расстройствах дефицита внимания. Он выступал в качестве истца в

  • В широком смысле под термином «рез-т» понимается то, чему индивидуум научился в процессе своего участия в определенном виде учеб. деятельн

  • Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв-ся настолько важной и настолько широ

  • (p. 1929). Рейковский приобрел известность благодаря развиваемой им теории внутренней мотивации, применимой к просоциальному поведению.

  • (1913—1987). Рейми высказал предположение, что изменения в Я-концепции можно было бы использовать для картирования хода психотерапии, равно ка

  • Р. это инструмент коммуникации, служащий для информирования аудитории (обычно массовой) об уже доступных либо обещаемых в ближайшем будуще

  • (p. 1920). Реклин доказывал необходимость учитывать в исследованиях наряду с статистическими данными их содержание и контекст, в котором пров

  • Религия имеет дело с таким количеством неосязаемых вещей, что научное изучение религии как таковой оказывается почти невозможным. Едва ли

  • Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений? Почему нек-рые люди становятс

  • Как эмоциональные состояния, так и манифестное поведение оказывают глубокое влияние на деятельность дыхательной системы. Об этом свидете

  • Ретикулярная формация (РФ) простирается от каудального отдела продолговатого мозга до рострального отдела промежуточного мозга. Ее нейро

  • Р. — это наименее сложная моторная реакция Ц. н. с. на сенсорный входной сигнал, осуществляемая с минимальной задержкой. Выражение Р. — непр

  • Термин «Р. с.» относится к способу реагирования на др. чел. как средству вызывания эмпатии. Согласно широко распростр. представлению, эмпати

  • До 1960-х гг. большинство изучавших речевое (языковое) развитие специалистов смотрели на ребенка как на относительно пассивного ученика, к-ры

  • Речь считается нарушенной, когда она мешает общению, создает проблему для слушающего или служит причиной неспособности говорящего приспо

  • P. э. (experimentum crucis) давно играет важную роль в строгих (формально-логических) концепциях прогресса и изменений в науке. Это понятие выполняет ф

  • (p. 1944). Являясь одним из основателей экспериментальной психологии в Мексике, Рибес-Иньеста внес существенный вклад в создание первых профе

  • (1839-1916). Рибо, вместе с Альфредом Бинэ и Пьером Жане, является основателем современной французской психологии. Он придавал особое значение м

  • Хотя термин Р. не имеет точного определения, можно сказать, что Р. проявляется особенно очевидно, когда индивидууму не удается изменить сво

  • (1710—1796). Рид полагал, но что каждый «индивидуальный ум» владеет большим количеством знаний, чем использует на данный момент. Он также предл

  • P. м. ф. Р. — полупроективная методика, состоящая из 24 картинок (в стиле комиксов), на к-рых изображены 2 чел. в типичных жизненных ситуациях, ха

  • Понятие Р. имеет много значений. Вероятно, самое широкое определение, к-рое охватывает все значения этого слова, принадлежит Платону: «Ритм

  • Ритуал — это осуществляемая в виде церемониала совместная деятельность условного характера, предполагающая участие двух или более лиц, н

  • (1894-1988). Исследования Рихтера включали такие области, как спонтанное поведение крыс, биологические часы, кожно-гальваническая реакция и рит

  • (1902-1987). Роджерс создал психотерапевтическую систему, в которой терапевт выполняет функции фасилитатора.

  • Число семей с одним родителем (матерью), увеличилось в США с 1960 г. по 1978 г. на 131%. Это привело к тому, что каждый пятый ребенок яв-ся членом непо

  • Р. п. яв-ся одновременно реализацией и рациональным обоснованием своей родительской роли чел., к-рый разрешает, оправдывает, поощряет и терп

  • Р. п. ж. включает в себя все типы поведения, направленные на заботу и выращивание своих детенышей или детенышей близких родичей. Хотя часто с

  • Серьезная травматизация ребенка в процессе родов значительно снизилась, прежде всего, благодаря повышению качества акушерского обслужив

  • (p. 1907). Розенцвейг наиболее известен своими исследованиями и теориями фрустрации и агрессии. Он также изучал переносимость фрустрации и от

  • (1921-1989). Главные экспериментальные исследования Ройса были посвящены определению генных коррелятов факторов эмоции.

  • (1855—1916). Ройс учил, что истина может быть доказана, что абсолютный разум существует, и что люди способны постичь истину.

  • (1918— 1988). В течение всей своей профессиональной карьеры Рокич занимался изучением того, что люди считают важным в жизни, почему они так счит

  • Роли — это установленные для людей способы распределения труда в об-ве и взаимодействия с другими. Соц. роли поддерживают функционировани

  • Ида Рольф, биохимик и физиолог, яв-ся основателем рольфинга или метода структурной интеграции (structural integration) — краткосрочной терапии, включ

  • (1848—1894). Романее изучал поведение, выбрав для этой цели метод описания эпизодов («метод случаев»), которые он отбирал из научной и популярно

  • (1884—1922). Роршах распространил методику чернильных пятен на область оценки целостной личности.

  • (p. 1910). Три области находятся в центре эмпирических исследований Рота: психологические характеристики суждений, установок и проблем, связа

  • (р. 1916). Главным научным вкладом Роттера стала разработка теории социального научения, в которой он попытался интегрировать две мощных трад

  • Четвертая редакция Руководства по диагностике и статистической классификации психических расстройств (DSM-IV), опубликованного Американско

  • Р. — термин, используемый для обозначения преобладания или превосходства одной руки над другой в том, что касается письма, мануальных навы