Психологическая энциклопедия

  • (1886—1959). Газри — автор одной из теорий научения. Он утверждал, что научение — это просто образование S—R (стимул—реакция) ассоциации по сме

  • (около 130—200). Гален систематизировал существовавшие в то время знания по медицине, анатомии и патологии личности в виде общей теории лично

  • Два контрастирующих способа научного мышления, или два типа логики, характеризовали развитие науки с древнейших времен — аристотелевский

  • (р. 1903). Галликсен занимался математической психологией. Как инспектор по социальным наукам, он входил в состав группы, разрабатывающей объ

  • (1757—1828). Галля считают пионером в составлении карты головного мозга или мозговой локализации функций. Однако, исходная предпосылка френол

  • Г. традиционно определяется как ложное сенсорное впечатление. Слово «ложное» в этом определении указывает на отсутствие внешнего набора р

  • Вещества, вызывающие галлюцинации, известны человечеству на протяжении столетий. Большинство из них использовалось в связи с религиозным

  • (1737—1798). Гальвани исследовал электрические явления в живых организмах. Его работа стимулировала многие последующие открытия в понимании э

  • (1822—1911). Гальтон внес плодотворный вклад в целый ряд областей, включая классификацию отпечатков пальцев, генетику, статистику, антропометр

  • (1788—1836). Выступая против английских ассоцианистов, Гамильтон считал первым принципом психологии единство и активность человеческого разу

  • Г. представляет собой состояние, при к-ром сочетание физ., умственных, психол. и/или соц. качеств или процессов затрудняет приспособление че

  • (р. 1916). Ганье провел серию исследований, посвященных приобретению и дифференциации моторных и сенсорных навыков. Кроме того, он идентифици

  • Нек-рые теоретики, напр. А. Маслоу, выделяли Г. р. в качестве одного из осн. компонентов профессиональных аттитюдов и интересов работников. У

  • (1902— 1968). Основной интерес Гарсиа как исследователя и преподавателя лежал в области психопатологии. Он основал первую латиноамериканскую

  • (1917—1986). Гарсиа известен своими исследованиями механизмов избирательного и адаптивного научения, а также работами по модификации хищниче

  • (1705—1757). Гартли считают основоположником английского ассоцианизма. Он был одним из самых первых физиологических психологов, пытавшимся св

  • (1770— 1831). Гегель считал первоосновой всего разум (reason), а не опыт. Современные понятия самосознания, самоактуализации, роста сознания и обра

  • (1880—1961). Гезелл оказал сильное влияние на практику воспитания маленьких детей в 1940—1950-х гг. Он придерживался строго конституционального и

  • (1821—1894). Гельмгольц дал математическое обоснование закона сохранения энергии. Он повлиял на экспериментальный подход к психологическим п

  • Термин «гендер» в настоящее время подвергается переоценке в литературе; термин «роль» не дифференцирует многообразие ожиданий, а «стресс

  • Как следует из самого названия, Г. р. относится к способности реакции, предварительно выработанной на специфический раздражитель, вызывать

  • Г. п. есть не что иное, как приложение генетических принципов и законов к изучению поведенческих переменных. Интеллект, личность и психол. а

  • Существуют убедительные факты, свидетельствующие о том, что поведенческие паттерны эволюционируют точно так же, как др. признаки животных.

  • Как понятие, Г. тесно связана с одаренностью, креативностью и ранним развитием. Начиная с исслед. Ф. Гальтона в 1869 г., посвященного выдающимс

  • (1776— 1841). Гербарт считал, что разумная душа (mind) представляет собой соединение более мелких элементов. Он ввел в психологию идею количествен

  • Г. п., являясь междисциплинарной по происхождению и по развитию, представляет собой науку о поведении людей старческого возраста. Благодар

  • (1834—1918). Геринг отстаивал теорию нативизма, согласно которой сетчатка глаза изначально наделена способностью пространственного видения,

  • Г. о. относится к осн. механизмам изменяемого функционирования ЦНС и, предположительно, связано как с неассоциативным научением (сенситиза

  • (1843-1931). Геффдинг полагал, что ментальные функции могут быть лучше всего поняты через анализ и синтез. Он считал, что центральное место в пси

  • (1892—1947). Гехт доказал, что минимальное количество света (точнее, лучистой энергии), которое может быть обнаружено при самых идеальных услов

  • Г. возникла в начале XX в. как дополнение к традиционному методу научного анализа. Общепринятый способ анализа сложных явлений заключался в

  • Г.-т. представляет собой экзистенциальный и феноменологический подход, осн. на принципах фокусирования сознания на актуальной действитель

  • В 1938 г. Лауретта Бендер опубликовала монографию под названием «Визуально-моторный гештальт-тест и его клиническое использование» (A visual motor

  • (1904—1979). Джеймс Гибсон известен прежде всего своими исследованиями и теориями восприятия. Он стал лидером нового направления в психологии,

  • (p. 1910). Исследования Элеоноры Гибсон посвящены процессам научения у людей и животных, контролируемому выращиванию животных, развитию навык

  • (1878—1962). Гийом занимался главным образом детской психологией, а также изучением поведения человекообразных обезьян. Он писал работы по эпи

  • (1878-1972). Лилиан Гилбрет предложила использовать анализ движений в решении повседневных бытовых проблем. Она также известна проведением сем

  • (1868-1924). Гилбрет проанализировал кладку кирпича, сделанную опытными каменщиками, чтобы определить самый эффективный способ выполнения это

  • (1897-1987). Гилфорд проделал огромное количество факторно-аналитических исследований черт личности (включая интеллектуальные способности), п

  • Термин «Г.» используется для количественной и качественной характеристики особенностей двигательного поведения или подвижности, неспеци

  • Г. — расстройство, поражающее сердечно-сосудистую систему, обычно известное как высокое кровяное давление, представляет собой большую угр

  • Трудно дать удовлетворительное определение Г. Большинство авторов согласны с тем, что Г. происходит а) в контексте специфических отношений

  • Если у вас есть свободное время и кролик, попытайтесь проделать следующий эксперимент. Бережно поднимите животное и положите его на спину

  • Традиционно научные исслед. с использованием Г. имели целью изучение природы гипнотических феноменов, измерение индивидуальных различий

  • Г. — это не только лечение с помощью гипноза, это любая форма психотер., в рамках к-рой используются состояния измененного сознания, называе

  • Сообщение о Г. р. в. — восстановлении в состоянии гипноза ранее приобретенных, но в последующем забытых или угашенных реакций, эмоций и/или

  • Г. — это группа ядер (или центров) головного мозга, принимающих участие в регулировании вегетативных реакций, в частности температуры тела,

  • Буфер — это защитный барьер, поглощающее устройство или процедура для смягчения удара. Г. б. в том виде, как она применяется в психологии, со

  • Г. «ф. — а.» наз. теорет. модель, впервые предложенную Доллардом, Дубом, Миллером, Маурером и Сирсом в их классической работе «Фрустрация и аг

  • Эта модель психол. исслед. более точно наз. гипотетико-дедуктивным методом и связывается с именем К. Л. Халла. Такой метод сочетает в себе фо

  • Г. представляет собой железистое образование, расположенное позади гипоталамуса (отдел переднего мозга) в выемке черепа, наз. sella turcica (туре

  • Передняя доля гипофиза секретирует шесть гормонов, задняя — два. Все они важны для нормального функционирования организма чел. Гормоны пе

  • (460—377 до н. э.). древнегреческий врач, автор учения о четырех типах темпераментах, основанного на представлении о соотношении в теле человек

  • Термин «гистрионический» (актерский, театральный) для DSM-IV является относительно новым, он заменил собой термин «истерический». Концептуал

  • Защитная ткань Г. состоит из век, прозрачной слизистой оболочки, к-рая выстилает внутреннюю сторону век и переходит с них на глазное яблоко

  • (p. 1925). Глассер разработал принципы терапии реальностью, которая основана на признании того, что люди рождаются с базовыми потребностями, п

  • В последней декаде XX в. от 15 до 20 млн чел. ежегодно умирало от причин, связанных с недоеданием. Эта ситуация усугублялась бурным ростом насел

  • (1588—1679). Гоббса считают отцом английского эмпиризма и ассоцианизма. Под влиянием сформулированных Галилеем законов движения Гоббс пришел

  • (1866—1957). Являясь одним из первых исследователей причин умственной отсталости, Годдард приводил доводы в пользу наследственного интеллект

  • Г. м. чел. — это сложнейший агрегат миллиардов совместно работающих клеток, к-рый поддерживает жизнь уникальным и гибким, но в то же время не

  • Г. и сытость — любопытные феномены. Любой человек, если его спросить, где он чувствует Г. или сытость, показывает на свой желудок, хотя Г. — э

  • (1878—1965). Гольдштейн разработал набор тестов для измерения снижения уровня абстрагирования у больных с органическими болезнями мозга. Он о

  • Сложным организмам для выживания и свободного передвижения в меняющихся и нередко враждебных условиях окружающей среды необходимо подде

  • Термин «Г.» используется для обозначения сексуальных форм поведения, желаний, влечений и отношений между представителями одного и того же

  • Г. п. представляет собой в основном плод трудов Уильяма Мак-Дугалла.Мак-Дугалл определял психологию как «позитивную науку о поведении (conduct)

  • Г. — это хим. вещества, синтезируемые и секретируемые эндокринными железами. Г. доставляются к органам-мишеням, деятельность к-рых они регу

  • (1876-1937). Английский статистик и пионер развития современных статистических методов. Госсет вывел статистику t (t-Стьюдента), широко использу

  • Понятие готовности к обучению в школе (школьной готовности) применимо к учению на протяжении всех школьных лет, хотя его обычно используют

  • (р. 1923). Грауман отстаивал точку зрения, что любая эмпирическая процедура, математическая проверка или теоретическое объяснение должны сох

  • Г. практикует оценку личности и/или характера на основе образца почерка человека. Нек-рые графологи используют аналитический подход, при к-

  • (p. 1923). Грегори предпринял серию исследований константности величины во время движения. Он развивал точку зрения, согласно которой наши вос

  • (p. 1942). Главный результат работы Гроунера — «обобщенная теория гипотезы» (generalized hypothesis theory), предлагаемая в качестве теории познавательной

  • Важная роль групп давно признавалась исследователями об-ва, однако изучение их как отдельной проблемной области началось лишь в 1930—1940-х г.

  • Г. п. называется одновременное применение психотерапевтических принципов к группе людей. Чаще всего в группе находится небольшое число уч

  • Качество Г. р. зависит от компетентности и мотивации группы. Компетентность группы зависит не только от индивидуальных навыков и способнос

  • Г. с. определялась различными способами. Леон Фестингер определял это понятие на основе сил, к-рые заставляют индивидуума остаться или поки

  • А. Маслоу установил, что нагота может повысить эффективность групп тренинга сензитивности. П. Биндрим, следуя этому, провел первый сеанс Г.

  • Невозможно находиться в группе и быть свободным от ее влияния. Группа рассматривается как важнейший фактор в детерминации поведения ее от

  • Г. к. обычно проводится в небольших группах — 7-10 человек. Входящие в такую группу люди, делясь своими мыслями, чувствами и поведенческими пр

  • Сравнение индивидуального и Г. р. п. — один из центральных вопросов групп. динамики, и большинство работ, посвященных Г. р. п., концентрировал

  • Более 5 млн американцев принимали участие в группах личностного роста или изменений, членов групп самопомощи и повышения сознания насчиты

  • Г. с. представляют собой более или менее формальные орг-ции непрофессионалов, преследующих общую цель ради достижения блага для каждого чл

  • Г. ч. составляют ресурс общественного движения за психич. здоровье, используемый для оказания помощи пациентам при решении проблем повседн

  • (p. 1918). Грэхем установил связь физиологических изменений в деятельности автономной нервной системы и головного мозга с перцептивно-когнит

  • (1886—1959). Гудинаф приобрела широкую известность благодаря созданному ей тесту «Нарисуй человека», в котором от ребенка требовалось нарисов

  • (p. 1923). Гуин де Карье сконструировала первую операциональную шкалу для оценки когнитивного развития в младенчестве.

  • Г. п. — это одновременно общественное движение, зародившееся внутри психологии, и теорет. перспектива, выдержавшая испытание временем. Оба

  • Область гуманит. здравоохранения (human services) как прикладной соц. науки постоянно расширяется и изменяется. В области гуманит. здравоохранени

  • Учение о «соках» тела впервые было сформулировано Гиппократом. Он развил идею, позаимствованную из философии Эмпедокла, полагавшего, что В

  • (1859—1938). Гуссерля по праву считают основателем и наиболее выдающимся представителем феноменологии, науки о созерцании сущностей, предписы

  • (р. 1916). Признаваемые научным сообществом заслуги Гуттмана связаны с его главным увлечением психометрией, непараметрическим анализом и соц

  • (p. 1934). Главная цель, которую поставил перед собой Гуттманн, заключалась в том, чтобы найти корреляцию между психологическими переменными и

  • (1749— 1832). Гёте создал теорию цветового зрения и оказал немаловажное воздействие на взгляды Зигмунда Фрейда. Гёте сомневался в возможностях