Психологическая энциклопедия

  • В. ш. с. з., разраб. Эдгаром Доллом, представляла собой одну из первых попыток измерить соц. компетентность. Долл определял соц. компетентност

  • (p. 1898). Вайтельс структурировал область промышленной психологии, придав ей вид, который она имеет в наши дни. Подчеркивание им необходимост

  • Известная тж под названием «педагогика Штайнера», В. п. опирается на философию Рудольфа Штайнера, австрийского ученого и филолога, к-рого п

  • (1795-1878). Главные исследовательские интересы Вебера лежали в области физиологии органов чувств. Он установил, что точка едва заметного разли

  • (1896—1981). Векслер направил всю свою творческую энергию на разработку и стандартизацию шкал интеллекта, которые носят его имя, и способствов

  • Несмотря на активно развивавшееся на протяжении десятилетий движение интеллектуального тестирования, до конца 1930-х гг. не существовало хо

  • В. п. п. постулирует, что все многообразие терапий по существу распределяется по 6 осн. векторам, или модальностям, указывающим направление р

  • (1890—1964). Вернер придерживался взгляда на развитие как на продвижение от недифференцированного и неорганизованного состояния к дифференци

  • Вернон провел серию сравнительных исследований способностей людей, живущих в разных уголках земного шара, от Танзании до Арктики.

  • Теория вероятностей имеет большое значение для психологии, поскольку служит теорет. фундаментом стат., а последняя служит необходимым инс

  • (p. 1916). Верпланк показал, что последовательные психологические (оценочные) суждения не являются независимыми друг от друга, как это предпис

  • (p. 1927). Исследовательская карьера Майкла Вертгеймера началась с изучения сенсорных и перцептивных процессов, позднее область его интересо

  • (1880—1943). Вертгеймер полагал, что целое принципиально отличается от суммы своих частей — не только тем, что оно больше своих частей, но и пер

  • (1492—1540). Вивес навсегда останется в истории как предтеча современной психологии. Он призывал собирать крупицы истины индуктивным, а не дед

  • Видеоаппаратура используется в психологии для сбора и распространения информ., для оказания помощи людям в осуществлении изменений (повед

  • Мн. поведенческие модели животных присущи всем представителям вида и развиваются без к.-л. специфического опыта научения. Иногда эти модел

  • В соответствии с теорией оперантного обусловливания, вероятность, с к-рой будет возникать поведение, определяется последствиями этого пов

  • (1909-1988). В своей научной деятельности Викенс уделял практически равное внимание проведению исследований на людях и на животных — распредел

  • В. определяется как изучение «жертв преступления и всего, что связано с такой жертвой» (Драпкин и Виано), как «изучение взаимосвязей между п

  • В. — система взглядов, суть к-рой заключается в том, что живая материя, в отличие от неживой, наполнена особой жизненной силой. Противополож

  • (1916—1979). Самый значительный вклад Виткина в психологию связан с концептуализацией отношений между когнитивными стилями и личностью. Он по

  • Традиционно целый ряд ощущений рассматривали как функционирующие независимо друг от друга. Все качества определенного сенсорного опыта п

  • В. определяется как способность или возможность оказывать влияние на др. при одновременном противодействии их влиянию и относится к важне

  • В. относится к способности принимать решения, к-рые оказывают значительное влияние и затрагивают интересы др. людей. Зачастую В. предполага

  • В марте 1964 г. молодая женщина по имени Китти Дженовезе была зверски убита на улице в Нью-Йорке на глазах у 38 ее соседей по дому, наблюдавших э

  • В. к. проводят краткосрочное лечение и направление к специалистам лиц с психологическими проблемами. Эти коммунальные службы здравоохране

  • Положительное подкрепление и отрицательное подкрепление выполняют две совершенно различные функции в управлении поведением. С одной сто

  • В. можно определить как готовность со стороны организма к восприятию окружающих его стимулов. Исторически сложилось так, что понятие В. зан

  • Проблема внутреннего контроля поведения, в сравнении с внешним, затрагивает, во-первых, обстоятельства, при к-рых человек воспринимает соб

  • В. в. относится к степени уверенности, с к-рой можно судить о предполагаемой каузальной связи между переменными. Эксперимент обладает В. в. в

  • На протяжении всей истории психологии теории мотивации пытались дать объяснения тому, почему люди ведут себя тем или иным образом. Несмотр

  • В. п. занимается приложением психол. принципов и методов к решению военных задач. Она включает такие традиционные области психол. специализ

  • Шум (Ш.) определяют как нежелательный звук. Его интенсивность измеряют в децибелах (дБ). Ноль дБ соответствует самому слабому звуку, к-рый че

  • Античная теория гедонизма осн. на заманчивом допущении, что поведение регулируется наслаждением и страданием. Мы стремимся делать то, что

  • Обычно предполагают, что В. за выполнение задачи повышает будущую мотивацию и интерес к такой деятельности. Это предположение поддерживае

  • Поведение чел. с возрастом претерпевает столь же разительные изменения, как и его тело. И обучение, и видоизмененные структуры вносят свой

  • (p. 1915). Исследования Вольпе были нацелены на экспериментальное изучение развития и излечения неврозов у животных. Неврозы вызывались в сит

  • (1679—1754). Вольф подчеркивал спонтанную активность разума в противоположность представлениям Локка о разуме как совокупности простых элеме

  • (p. 1949). Вонг ведет активную работу в таких областях, как проектирование систем вознаграждения, инновационные процессы в сфере высоких техно

  • В раннем детстве (от 2 до 6 лет) мн. дети имеют воображаемых друзей, к-рые существуют лишь в их фантазиях. Строго говоря, В. т. невидимы, поэтому

  • На протяжении веков ученые разных специальностей бились над определением природы чел. Одним из ключевых вопросов была и остается проблема

  • Под В. р. подразумевают систематическую программу обучения, предназначенную для усвоения информ., аттитюдов и умений, способствующих успеш

  • В. р., или оцениваемая на глаз величина, — важная тема в психологии зрительного восприятия. Особое внимание ученых привлекли 3 аспекта этой

  • Дифференциальное восприятие расстояния, называемое обычно В. г., в основном является результатом работы таких органов чувств, как зрение и

  • Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те пс

  • Восприятие формы/очертания, включая характерную деталь фигуры и общую конфигурацию, обычно осуществляется живыми организмами посредство

  • Термин «В.-з.п.» используется для описания попыток объединения религий, философских теорий и психол. практик Востока с психол. теорией и пра

  • В. п. — область исслед., вызванных стремлением понять, каким образом и почему мы обращаем свои мысли за пределы текущего момента.Для начала

  • Измерение времени реакции (ВР), вероятно, — самый почтенный предмет в эмпирической психологии. Оно зародилось в области астрономии, в 1823 г.,

  • В задаче на время простой реакции испытуемый лишь реагирует всякий раз, когда обнаруживает определенный раздражитель. Никакого решения по

  • Врожденные аномалии метаболизма (ВАМ) представляют собой расстройства промежуточных обменных процессов, вызванные дефектом отдельного г

  • Нек-рые инфекции, приобретенные женщиной до или во время беременности, могут передаваться плоду и оказывать тяжелое физ. или поведенческое

  • Равный доступ к адекватной мед. помощи для всех американцев вне зависимости от их социоэкономического статуса — это старая идея, интерес к

  • В. р. — это вспышка ярости, часто выражающаяся в нанесении ударов ногами и руками, пронзительных криках, плаче, разрушении окружающих предм

  • Термин «В. с. с.», придуманный И. П. Павловым, относится к вербальным или дедуктивным возможностям чел. и используется для обозначения способ

  • (1869-1962). С точки зрения Вудвортса, предмет психологии составляют поведение и сознание. Он считал, что такие бихевиористы, как Джон Уотсон, от

  • (1832-1920). Деятельность Вундта способствовала созданию в Германии психологии как самостоятельной науки. Используя разработанный Вундтом мет

  • Народная мудрость гласит, что профессия сродни богатству. О деятельности людей часто судят по их карьере. В начале профессионального цикла

  • Методики В. и. — это способы отбора малого числа единиц из генеральной совокупности, позволяющие исследователям делать выводы о природе эт

  • Живя в условиях об-ва, в к-ром придается большое значение индивидуализму, мы склонны считать, что выбираем наших супругов в результате своб

  • В. характеризуется как специфическая дисфункция у представителей помогающих профессий, предположительно развивающаяся вследствие чрезм

  • (1896— 1934). Выготский выступал против рефлексологии Бехтерева, доказывая, что изучение психической деятельности необходимо хотя бы потому, ч

  • Когда безусловным раздражителем (БРЗ) является лекарство (включая наркотические средства), условная реакция (УР) зачастую носит характер, п

  • Выработка условного рефлекса высшего порядка происходит при использовании условного раздражителя из одной фазы эксперимента (УРЗ-1) в кач

  • В. б. относят к феноменам из области реактивной депрессии и выполнения людьми разнообразных задач, несмотря на то, что первонач. этот феноме