Психологическая энциклопедия

  • В английском языке отсутствует точный эквивалент немецкого слова Geisteswissenschaften [Интересно отметить, что согласно немецким источникам (см., н

  • Grow (англ. — расти) — это название международного общественного движения за психич. здоровье. Оно возникло в Австралии и насчитывает свыше п

  • Сегодня некоторые ун-ты официально относят психологию к разряду соц. наук, а некоторые — к разряду биолог. наук. Это искусственное разделен

  • Q-c. представляет собой методику, используемую для описания индивидуума таким образом, чтобы получить переменную, к-рая может связываться с

  • Одно из осн. положений филос. и психол. позиции, называемой эмпиризмом, заключается в том, что источником всех знаний яв-ся чувственный опыт.

  • Буквой Z обозначается стандартная оценка, основанная на нормальном распределении. Иначе говоря, Z-o. яв-ся мерой отклонения от среднего, выра

  • Z.-п. — это психотерапевтическая система, объединяющая в себе этологические принципы и принципы формирования привязанности, к-рая была раз

  • Почти все люди используют схемы классификации для сведения, разъяснения и корректировки фактов, относящихся к окружающей среде или к межл

  • (1843—1896). Авенариус предположил существование системы «С», от которой зависит сознание. Важность этого понятия связана с его влиянием на Ти

  • Несмотря на то что А. влияет на людей во многих отношениях, — а они в свою очередь влияют на ее внедрение, — этот термин до сих пор редко встр

  • Оценка является одной из наиболее распространенных и важных функций прикл. психол. Она предполагает получение поведенческих и психол. дан

  • А. м. — это спонтанно возникающие идеи или мысли, типичными признаками к-рых являются внутренние высказывания человека о самом себе или раз

  • АНС снабжает двигательными волокнами сердце, желудок, поджелудочную железу, тонкую и толстую кишку, потовые железы, периферические кровен

  • «Авторитарная личность» — это термин, примененный для обозначения особой структуры личности, изучавшейся группой исслед. из Калифорнийск

  • А. — сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю.Агрессия как инстинктУбежден

  • В отличие от др. соц. наук, в ходе развития к-рых сформировался круг определенных интересов и/или приложений к сельскому хозяйству, психол. с

  • Подобно мн. др. терминам в психологии, А. имеет неск. значений. Но в основе всех этих значений лежит понятие, передаваемое его латинским корн

  • Слово «аддиктивный» (привыкший, пристрастившийся) приобрело значение, выходящее за рамки определение аддикции, данное ВОЗ как состояния п

  • А.-т. о. — это научная дисциплина, изучающая взаимодействия между работниками и работодателями в индустриальных об-вах, а тж правила и проце

  • (p. 1926). Работы Азумы посвящены вопросам когнитивного развития детей, понятию научения и методам обучения.

  • (р. 1916). Проведенные Айзенком исследования охватывают такие области, как теория и измерения личности, интеллект, социальные установки и пол

  • (p. 1930). Айсдорфер специализировался на исследованиях старения. Он стал редактором-учредителем Annual review of gerontology and geriatrics («Ежегодное обозрени

  • Зрительная аккомодацияЗрительная А. — автоматический процесс приспособления глаза к ясному видению разноудаленных объектов — осуществл

  • А. — это процесс, в ходе к-рого чел. усваивает правила поведения, типичные для определенной группы людей. Понятие «культура» относится к обр

  • Следует различать три значения термина А. и.: 1) диагностическое исслед., связанное с определенным текущим аспектом к.-л. актуального процесс

  • Этот подход — творческий синтез различных т. з. на терапию. В нем в равной степени придается значение мышлению, эмоциям и телесным аспектам

  • А. веками использовалась в Китае для анальгезии, а с недавних пор — и для анестезии. Первонач. ее применяли для снятия болей при артритах и н

  • Во все более образованном мире неспособность читать становится серьезным инвалидизирующим фактором, исключающим успешное обучение, полу

  • А. с. п. представляет собой комплекс физ. аномалий и нейроповеденческого дефицита, к-рый может серьезно поражать потомство сильно пьющих ма

  • (p. 1937). Алмейда известен как руководитель программы развития компетентности у учащихся школ г. Мехико, а также как разработчик одного из спо

  • В США большинство людей, стремящихся получить докторскую степень в психологии или в смежных с ней науках (напр., степень д-ра философии, пси

  • А. м. п. представляют собой системы, использующие различные способы физ. упражнений, имеющих целью достижение желательных и благоприятных и

  • В 1960-е и 1970-е гг. А. п. с. и гуманистические формы обучения/учения привлекли к себе особое внимание. Это была реакция против ограничений тради

  • На специальном языке эволюционных биологов альтруистическое поведение — это такое поведение одного организма, к-рое уменьшает шансы на в

  • Социолог Эмиль Дюркгейм в своей классической работе «Самоубийство» определил А. с. как такую форму самоуничтожения, при к-рой чел. обрывает

  • А. — общий термин для обозначения частичной или полной потери памяти, при к-рой нарушения мнемических функций, в отличие от обычной забывчи

  • Амфетамин — мощный симпатомиметик, оказывающий выраженное стимулирующее действие на центральную и периферическую НС. Результатом являют

  • А. в. р. наз. статистический анализ данных, собранных в ходе наблюдений за единичным объектом (напр., отдельным человеком, семьей или городом)

  • Осн. цель А. з. — предоставить информ. о том, насколько адекватно функционируют составляющие тест задания (или пункты). Эта информ. может зат

  • А. п. представляет собой комплексный (многосторонний) подход к изучению поведения, впервые предложенный Б. Ф. Скиннером и развитый его после

  • А. р. з. — один из множества методов профессиографического анализа, обычно начинается с разраб. перечня заданий — исчерпывающего списка вс

  • Чрезвычайные ситуации — это катастрофические ситуации разной степени тяжести, к-рая зависит от размера вреда, нанесенного людям, движимом

  • А. п. — рез-т трудов К. Г. Юнга (1875—1961) и его последователей, к-рые продолжают развивать его теорию и расширять ее клинические приложения. В 1907

  • (p. 1908). Имя Анны Анастази теснейшим образом связано с созданием и развитием дифференциальной психологии. Основные темы ее исследований: фак

  • Термин «А.», как об этом свидетельствует его греческий корень, указывает на отсутствие гедонизма, желания испытывать удовольствие и избега

  • (1902—1960). Ангьял отстаивал точку зрения, согласно которой существует два основных паттерна мотивации: стремление к господству над средой и

  • Хотя идея о том, что один человек может сочетать в себе как маскулинные, так и феминные качества, впервые была высказана Карлом Юнгом в эссе

  • (p. 1923). Важнейшие психологические понятия Анзье — «групповой бред», «наружное Я», «парадоксальный перенос» и «созидательная психологическ

  • А. — это приписывание характеристик чел. неодушевленным объектам или растениям и животным, не проявляющим таких характеристик (напр., прип

  • Тревога, субъективное эмоциональное состояние, характеризуется первазивными чувствами, такими как опасения и ужас, и часто сопровождаетс

  • Нормальная половая дифференциация на генетически и фенотипически мужской и женский типы происходит до рождения; процесс этот проходит че

  • (р. 1904). Ансбахер — главный толкователь психологии Альфреда Адлера. Наиболее существенным вкладом Ансбахера является прояснение введенных

  • А. (дисульфирам) — лекарство, часто используемое при лечении алкоголизма. Первоначально вещество использовалось при изготовлении резины.

  • Путаница и противоречия в диагностической дифференциации депрессий затрудняют проведение исследований для оценки лекарственной терапии

  • В США А. с. начали использоваться для лечения психозов в 1956 г. Столетия назад появлялись разрозненные сообщения о rauwolfia serpentina, растении, коре

  • Поиск биологических факторов, лежащих в основе А. с., все чаще признается главной н.-и. задачей. Один аспект таких исслед., возбудивший как зн

  • Проведение химиотерапии (XT) у раковых больных часто сопровождается такими побочными эффектами, как тошнота и рвота, являющимися прямым сле

  • А., или наука о человеке, — это ярлык, к-рый вполне можно было бы прикрепить к тому, что принято называть психологией. Подобно психологии, А. р

  • При А. м. действия животных и физ. объектов интерпретируются как рез-т процессов, аналогичных тем, к-рые приводят чел. к определенным осознав

  • Антропософская система мышления была разраб. в начале XX в. австрийцем Рудольфом Штайнером. Термин «антропософия» переводится с греческого

  • А. — это процедура, при помощи к-рой третья сторона разрешает спор между двумя или более сторонами, принимая решение, являющееся обязательн

  • Первая мировая война открыла новую эру в американской прикладной психологии. Когда США вступили в войну в апреле 1917 г., Роберт М. Йеркс, през

  • Этот термин ввел в психологическую теорию Карл Юнг, и именно с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в

  • Ассоц. идей — это интуитивное представление о том, что идеи группируются вместе (ассоциируются) нек-рым поддающимся толкованию способом. Н

  • А. занимается предсказанием будущего людей и событий на Земле, исходя из наблюдений взаимного расположения и движения Солнца, Луны и плане

  • На протяжении все истории соц. психологии понятие А. играло центральную роль в объяснении соц. поведения. А. обычно определяется как склонн

  • Точное измерение слуха, главная задача А., стало возможным благодаря применению психофиз. методов, отличающихся высокой поведенческой точ

  • Детский А. считается одним из наиболее тяжелых психол. расстройств этого возраста. Характеризуясь ранним началом, А. встречается у 6 детей н

  • Этот метод обучения людей снижению стресса и контролю над функциями организма был разработан в Германии на рубеже XIX—XX вв. невропатологом

  • А. называют нарушение речи, вызванное повреждением или заболеванием головного мозга. Эти нарушения отличают от нарушений речи, вызванных д

  • Аффект, как особенность или тип поведения и, следовательно, предмет изучения в психологии, представляет собой одну из наименее понятых и на

  • Ацетилхолинестераза (AChE) — это мембраносвязанный фермент, сопряженный с работой нейронов и нейронных соединений в центральной и перифери

  • (p. 1907). Аш наиболее известен своими экспериментальными исследованиями эффектов социального давления на индивида.

  • (p. 1930). Байес — один из основателей целого ряда разнообразных научных начинаний в Испании, таких как внедрение модификации поведения. Он на

  • (p. 1935). Бакар разработал статистический метод идентификации («зерна истины») для межэтнических стереотипов, призванный помочь пониманию ко

  • (р. 1939). Балтес, пионер в области психологического исследования развития на протяжении жизни человека, подчеркивает, что люди сохраняют спо

  • (p. 1925). Бандура отводит когнитивным замещающим процессам, а также процессам саморегулирования и саморефлексии, центральную роль в достижен

  • (1903—1990). Баркер содействовал созданию психологической полевой станции Среднего Запада — первого центра для проведения исследований в обл

  • (1886-1979). Имя Бартлетта тесно связано с выдающимся достижениями в управляемом исследовании. Работа Бартлетта наилучшим образом представлен

  • (1892— 1931). Басов был советским психологом, выступавшим против механистической точки зрения. Он считал, что в процессы роста и развития челов

  • Б. т. о. с. (GATB) была разраб. Службой занятости Министерства труда США в качестве инструмента для консультантов управлений по вопросам занято

  • Б. т. X. — Р. состоит из серии индивидуальных нейропсихологических мер, к-рые позволяют опытному диагносту сделать достаточно точные выводы

  • (p. 1932). Ранние исследования Бауэра связаны с оперантным обусловливанием у низших животных. Позднее его интересы сместились на проблемы нау

  • Несмотря на то, что проблема Б. очень давняя, история ее эмпирического изучения не превышает 10 лет. В 1980-х гг. было проведено свыше 50 научных

  • Б. относится к психол. характеристикам, определяемым через пессимизм или негативные ожидания. В когнитивных терапевтических подходах Б. оп

  • Вундт изначально высказывал в качестве постулата предположение о том, что сознание составлено всего из 3 элементов: ощущений, образов и чув

  • (1904-1980). Г. Бейтсон проводил антропологические исследования среди байнинцев (the Baining) и сулка (the Sulka), племен п-ова Газели, и среди ятмулов (the Iatm

  • (1861-1926). У. Бейтсон известен своим вкладом в развитие и укрепление менделевского понятия наследственности. Бейтсон назвал новую науку о нас

  • (1899—1972). Бекеши более всего известен своими исследованиями слуха. Он изобрел множество новых инструментов для измерения степени потери сл

  • Б. г. (алкогольный делирий) представляет собой острую психотическую реакцию, вызванную хроническим злоупотреблением алкоголем и проявляющ

  • (1774-1842). Белл приобрел известность благодаря сделанному им открытию, что чувствительные волокна смешанного нерва входят в спинной мозг чер

  • (1887-1948). Большая часть исследований Рут Бенедикт посвящена истокам культур американских индейцев. Она видела в каждой культуре организован

  • Б. — гипотетический конструкт, используемый для описания действий, феноменов, данных, процессов и т. д., выходящих за пределы непосредствен

  • С тех пор как возникла экспериментальная психология, когнитивные теории восприятия, в которых нечто подобное решению задач (problem solving) клад

  • (1857-1927). Бехтерев приобрел наибольшую известность благодаря своей работе по сочетательным рефлексам (обычно соотносимых с предложенным Па

  • (1897-1958). БибСентер известен как исследователь гедонических аспектов ощущений. В результате своих исследований вкусовых порогов и субъекти

  • Термин Б. является производным от двух греческих слов — biblion (книга) и therapeia (лечение) — и используется для обозначения формы поддерживающей

  • (р. 1908). Бижу был директором Либоратории исследований ребенка и Института исследований одаренных детей в Чэмпейн-Урбана, штат Иллинойс (Child R

  • Б. (двуязычие) предполагает, что индивидуум одинаково хорошо владеет двумя языками и может с равным успехом пользоваться ими в разных ситуа

  • (1880-1952). Во время Первой мировой войны Бингам работал в качестве исполнительного секретаря комитета по классификации персонала сухопутных