Онлайн-калькулятор призвания

Большая психологическая энциклопедия

  • (24.01.1850 - 26.02.1909) - немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии.Биография.С 1894 г. - профессор в университете Бреславля

  • (1850-1909) — немецкий психолог. Под впечатлением психофизики Фехнера реализовал идею о количественном и экспериментальном изучении не только

  • см. закон Эбнея

  • (англ. Abney's effect) — кажущаяся динамика пространственного распределения яркости при резком включении и выключении освещения однородного пол

  • (15.7.1888, Лейпциг - 17.7.1963, Геттинген) - немецкий психиатр.Биография.Доктор медицины, с 1920 г. он - приват-доцент в университете Эрлангена, с 1923 г. - э

  • см. Зоопсихология.

  • — во взглядах на ее механизм неодарвинисты не всегда едины. По мнению одних, она — результат ряда последовательных мелких сдвигов от случа

  • — в широком смысле — наука о творчестве; в узком, более современном, — теория и практика организации избирательного поиска при решении сло

  • (англ. availability heuristic) — согласно А. Тверски и Д. Канеману (Tversky, Kahneman, 1974), это интуитивный процесс, в котором человек «оценивает частоту или воз

  • процесс обучения, основанный на принципах и правилах эвристики (как науки). Прообразом Э. п. считается майевтика (греч. акушерство, повиваль

  • Умышленное оказание определенного содействия человеку в достижении его добровольной смерти. Психологической мотивацией эвтаназии являе

  • Эго-функция селф. Селф может проявляться в трех своих функциях: ид-функция, эго-функция и персоналити-функция. Эго-функция - активная функци

  • (от лат. ego — я) — ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и

  • Этимология.Происходит от лат. ego - я + pathos - страдание.Автор.K.P.Kisker (1964 г.).Категория.Устойчивые патологические изменения структуры Я.Специфика

  • (эгопсихология)— одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда — его дочери А. Фрей

  • (от лат. ego — Я + психология) — одно из направлений психоанализа, сформировавшегося под влиянием идей и трудов Анны Фрейд и Г. Гартмана, поста

  • Искусственная гипертрофия эго-функции, ведущая к усилению нарциссизма и принятию личной ответственности, способствующая развитию автоно

  • Согласно когнитивной теории самоубийств, определяется чувством непереносимости окружающего мира, стремлением уйти от него.

  • (от лат. ego — я и centrum — центр круга) — неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную позицию по отно

  • Характерная особенность самосознания, психологической переработки суицидогенного конфликта. Проявляется погруженностью в свои мучитель

  • Этимология.Происходит от лат. ego - я и centrum - центр.Категория.Форма детской речи.Специфика.Говорение без попыток встать на точку зрения собес

  • Термин. используемый Жаном Пиаже для описания «разговора с собой» у маленьких детей. Дети часто болтают во время игры, несмотря на то, что н

  • (англ. adultomorphism) — интерпретация поведения ребенка с т. зр. взрослого; неоправданная атрибуция (предикация) ребенку свойств, черт или процесс

  • (от лат. complexus — связь, сочетание) — одно из центральных понятий фрейдизма, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, гл

  • (27.12.1898, Злоцов, Венгрия - 13.11.1970, Нью-Йорк) - известный американский психоаналитик.Биография.После изучения медицины в Вене обратился к психо

  • (от греч. eidos — вид, образ) — способность нек-рых индивидов (эйдетиков) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образ

  • — индивид, характерный выраженной способностью к эйдетизму — то есть к сохранению и воспроизведению в памяти весьма живых и детальных обр

  • — классификация людей, способных к представлениям эйдетическим, предложенная В. Йеншем на базе исследований, проведенных им вместе с брат

  • Этимология.Происходит от греч. eidos - образ, внешний вид.Категория.Субъективная представленность предметов (или композиций из них) в течение

  • см. типология эйдетических представлений

  • Способность «видеть» образ предмета, несмотря на его фактическое отсутствие. При этом мысленный образ является точным отображением реаль

  • (англ. ageism) — негативный стереотип в отношении людей к.-л. возрастной категории, но чаще всего подразумевается стереотип пожилого возраста.

  • (от греч. eyphoria) — повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятель

  • (от лат. existentia — существование) —одно из направлений «гуманистической психологии». Э. п. изучает:1) проблемы времени, жизни и смерти;2) пробле

  • (от лат. existentia — существование + греч. analysis — разложение, расчленение) — направление современного психоанализа, ориентированное на исследо

  • Психологическое состояние утраты смысла жизни, кризис существования. Обусловлен резким изменением (разрушение) образа жизни или внутрили

  • Этимология.Происходит от лат. existentia - существование и греч. psychе - душа + analysis - разложение, расчленение.Автор.Ж.П.Сартр.Категория.Форма психот

  • — внешнего происхождения, вызываемый внешними причинами. Противоположное понятие — эндогенный.

  • (от греч. exo — вне, снаружи + genes — порождаемый; и endo — внутри + genes) — термины медицинской психологии и психиатрии, введены П. Мебиусом (P. J. Mobius)

  • — согласно А. Ф. Лазурскому — совокупность отношений личности к природе, обществу, духовным ценностям, к собственной душевной жизни.

  • Этимология.Происходит от греч. exo - вне.Категория.Форма традиционной психотерапии.Специфика.Изгнание духов. Основан на том, что "изгоняющий

  • (подход эклектический)— наибольшие успехи в психологии были достигнуты в результате столкновения идей, выдвинутых различными школами. Ср

  • (англ. ecobionics; от греч. oikos — дом + бионика) — новая концепция техники, которая рассматривает феномен техники как часть развивающейся биосфер

  • Термин используется для описания степени экстраполяции результатов исслсдования на другие виды обстановок и ситуаиий. Лабораторныс эксп

  • Термин обозначает место обитания животного и его роль в пределах этого места. Сюда относятся пищевые предпочтения, суточные и сезонные рит

  • Анализ соответствия результатов достижения цели другим целям человека и целям других людей. Иначе говоря, цель рассматривается в широком

  • (психология среды) — междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространс

  • Забота о гармонии в самом себе, а также об отношениях между собой и окружением или системой. Внутренняя экология: общие отношения между чел

  • — отрасль психологии, изучающая психические особенности субъекта экономической деятельности, формы психического отражения экономически

  • см. эксхибиционизм.

  • (от англ. expectation — ожидание) — система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Э. представляют собой

  • — система ожиданий или требований относительно норм исполнения индивидом ролей социальных; представляет собой разновидность санкций соц

  • Предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе те

  • Этимология.Происходит от лат. experimentum - проба, опыт и греч. a - отрицательная частица + mnesis - воспоминание.Категория.Метод для проверки различн

  • Группа участников эксперимента, получающих независимую переменную. В эксперименте, измеряющем воздействие музыки на способность к матема

  • — общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. Применение эксперимента сы

  • Этимология.Происходит от лат. experimentum - проба, опыт и греч. psyche - душа + pharmakon - лекарство + logos - учение.Категория.Раздел психофармакологии.Специ

  • Этимология.Происходит от лат. experimentum - проба, опыт.Автор.Дж.Олдз.Категория.Психофизиологический феномен.Специфика.Ненасыщаемое стремление

  • разработан Л. С. Выготским и связан с его теорией развития высших психических функций. Впервые был применен Выготским, А. Р. Лурия и А. Н. Леон

  • (англ. experimental education) — один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают 2 вида Э. о. — индивидуальный обу

  • Процедура, используемая для контроля над переменниыми, наблюдаемыми в процессе эксперимента. Существует три главных типа экспериментальн

  • Известный также как «единичный эксперимент», этот план подразумевает использование лишь одного участника, а не целой группы в процессе эк

  • — метод и тест проективный, разработанные К. Г. Юнгом, М. Вертхаймером и Д. Кляйном и предназначенные для исследования мотивации личности —

  • — экспериментальная стратегия, разработанная А. Ф. Лазурским в 1910 г. Характерна проведением в условиях, близких к обычной деятельности исп

  • — к развитию психики можно подходить как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, тогда задачей оказывается констат

  • — методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях — разновидность эксперимента, про

  • — предполагает использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной.

  • — формальные принципы построения (проективность): «глухая» инструкция, отсутствие оценки экспериментатора, акцент на мотивационном аспек

  • — эксперимент естественный, проводимый в обычных для испытуемого условиях труда. При этом сам работник может не знать о проведении экспер

  • Автор.Дж.Стреттон.Категория.Доказательство активной природы восприятия.Специфика.Испытуемые в этом эксперименте носили инвертированные

  • — применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживаний изменения психики ребенка в процессе активного воздействия и

  • Использование различных животных для психологических исследований. Животные используются по разным причинам, как при исследовании собст

  • — исследование некоего вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Для ее проведения привлекаю

  • — одна из главных форм практического применения специальных психологических познаний в уголовном процессе. Проводится по постановлению

  • Обычно противопоставляемый имплицитной памяти, этот вид памяти требует сознательной попытки вспомнить чтолибо, усвоенное ранее. Когда вы

  • Этимология.Происходит от фр. explosion - взрыв.Категория.Клиническое нарушение.Специфика.Готовность к внезапному, неадекватно сильному, взрывн

  • Этимология.Происходит от лат. expressio - выражение.Категория.Форма речи.Специфика.Процесс порождения речевого высказывания, представленного

  • (от лат. expresse — выразительно, ясно) — в лингвистике — характеристика языковых единиц и речевых актов, как средств выражения субъективного (

  • (от лат. expressio — выражение) — выразительный, способный отразить эмоциональное состояние (см. эмоции).

  • — выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека — в

  • — состояние крайней степени восторга, доходящего до исступления.

  • (от лат. exterior — наружный, внешний) — процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних стру

  • — полностью или частично осознанное вплетение в рассказ теста апперцептивного тематического событий собственной жизни. Иногда может обн

  • (экстернальность и интернальность)— предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, про

  • (от лат. externus — внешний, internus — внутренний) — предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за собы

  • (англ. exteroceptor, от лат. exter — наружный + receptor — принимающий) — рецепторы зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильные и др., получающие раздражени

  • (англ. exteroceptive field) — совокупность рецепторов и органов чувств, расположенных на наружной поверхности тела. Э. п. включает зрительные, слухов

  • (экстерорецептор)— специализированные рецепторы, воспринимающие внешние раздражения. Расположены на поверхности тела, в том числе слизис

  • — обращенность сознания и внимания субъекта преимущественно на то, что происходит вне его, вокруг него. Одна из базовых черт личностных. Пр

  • (от лат. extra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать) — характеристика индивидуальнопсихологических различий человека, крайние по

  • Категория.Личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка.Специфика.Характеризуется рядом признаков. Среди них - социабе

  • Автор.К.Г.Юнг.Категория.Личностная ориентация.Специфика.Экстраверт характеризуется как интуитивный, чувствующий, воспринимающий индивид.

  •    ЭКСТРАВЕРТ (с. 286) - см. интроверсия - экстраверсия

  • Свойство и тип личности, который характеризуется такими чертами, как импульсивность и общительность. В личностном опроснике Айсенка разра

  • Высшая цель, более важная, чем те, которые обычно преследуются членами данной группы. Исследования показывают, что предрассудки, существую

  • (англ. extrapolation reflex) — термин, введенный Л. В. Крушинским для обозначения элементарной единицы рассудочной деятельности. Стимулом Э. р. служит

  • — склонность перекладывать вину за неудачи на других людей.

  • см. Парапсихология.

  • Восприятие, происходящее без стимуляции обычных сенсорных каналов зрения и слуха. Включает телепатию (передача мыслей на расстояние), ясио

  • — так можно назвать отчеты испытуемых о своих ощущениях — о том, что они видят, слышат и пр. (см. моноспекция).