Большая психологическая энциклопедия

  • Этимология.Происходит от греч. programma - предписание.Автор.Наиболее ранние разработки принадлежат Н.Краудеру.Категория.Форма программирован

  • (англ. developing education) — в настоящее время это полное научно-методическое и практически-организационное обеспечение учебного процесса началь

  • 1. Усиление, укрепление.2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.3. Доведение до некое

  • качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта — его процесс и результат. Ха

  • Этимология.Происходит от греч. оntоs - сущее + genesis - происхождение.Категория.Процесс структурных изменений процессов восприятия по мере инди

  • (уровень группового развития)— характеристика сформированности отношений межличностных, выражаемая в группообразовании.В зарубежной пс

  • Категория.Процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта.Специфика.Реб

  • (англ. motor development in children). В отличие от детенышей многих животных, ребенок к моменту рождения не обеспечен готовыми наследственно фиксирован

  • при развитии можно выделить ряд возрастных периодов: возраст младенческий, возраст ранний, возраст дошкольный, возраст школьный младший, в

  • (развитие движений ребенка, двигательное развитие ребенка) — процесс качественного видоизменения системы движений ребенка по мере его ро

  • (развитие игры в дошкольном возрасте) процесс, в коем игра ребенка обретает форму научения социального. Бели в возрасте дошкольном младшем

  • Этимология.Происходит от лат. intellectus - ум.Категория.Элемент теории интеллекта Ж.Пиаже.Специфика.В этой концепции предполагается, что взаимо

  • — процесс формирования и развития сферы когнитивной, в частности — восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления.

  • (англ. development of cerebral cortex) как филогенетически нового образования происходит в течение длительного периода онтогенеза. В различных областях

  • — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-ф

  • Этимология.Происходит от греч. genesis - происхождение, оntоs - сущее.Категория.Процесс формирования человеческого общения на протяжении жизни

  • (англ. memory development) — происходит в связи с общим развитием ребенка. Уже на 1-м мес жизни обнаруживаются условные рефлексы, в которых закрепляю

  • — внутриутробное развитие плода, кое затрагивает и развитие психическое. В это время развиваются чувствительность болевая, температурная

  • — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р

  • развитие психическое / онтогенез - (развитие психики в онтогенезе) — процесс эволюции способов взаимодействия индивида с внешней средой в

  • развитие психическое / филогенез - (развитие психики в филогенезе) — качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного р

  • — закономерное изменение процессов психических во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Хар

  • — парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при

  • (развитие психики в онтогенезе)— процесс эволюции способов взаимодействия индивида с внешней средой в ходе его онтогенетического развити

  • — неадекватное формирование психологического опыта, вызванное нарушениями сенсорными (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, и пр.) и

  • — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней — стадий развития психического.В разных моделях развития психического вводя

  • (развитие психики в филогенезе)— качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленн

  • 1. Быстрое и глубокое преобразование психики и поведения при переходе человека из одной возрастной категории в другую.2. Одно из ключевых по

  • (англ. children's language development, speech development in childhood) — возникновение понимания речи и ее произнесения в раннем возрасте при общении со взрослыми, пос

  • — поэтапный процесс формирования развитой сексуальности, начинающийся с момента рождения. Его основные фазы характерны доминированием о

  • — быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении ребенка, вызванное влиянием ситуационных соц

  • (социальная ситуация развития)— система социальных условий, определяющих психологическое развитие людей.

  • — совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обес

  • — медленное и достаточно устойчивое изменение в психике и поведении ребенка в периоды развития возрастного между его кризисами возрастны

  • Гипнотические формы языка вопросы, которые интерпретируются как команды.

  • См. Внимание.

  • Смотри синоним: Сердечный невроз.

  • — изменение физиологического состояния целостного организма, его органов, тканей или клеток под влиянием внешних воздействий, называемых

  • — любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состо

  • — биологически значимые для животных объекты живой и неживой природы.

  • Состояние чрезмерного возбуждения как реакции на неприятность, нетерпимость или гнев, наблюдаемое при утомлении, хронической боли или явл

  • Процесс поиска различий.

  • Аспект кпаастеского формыровшшя условных рефлексов, когда организм реагшрует на один спишул, утрачивая склонность реагировать на сходщые

  • — достаточно устойчивые особенности процессов психических, по коим каждый человек отличается от других. Их диапазон значителен, причем за

  • Аспект выработки инструментальных (оперантных) условных рефлексов, когда организм получает подкрепление за реакцию при наличии особого с

  • см. диапазон распределения.

  • согласно Э. Фромму — зависимые от объекта разнообразные проявления любви (=> любовь; псевдолюбовь: форма):1) любовь братская («любовь между

  • Термин описывает близнецов, развившихся из разных яйцеклеток. Это означгает, что были оплодотворены две зиготы, или яйцеклетки, в отлшчие о

  • Использование паттернов поведения, отличающихся от паттернов другого человека, разрушение раппорта с целью изменения направления, прерыв

  • Прерывание привычного паттерна до того, как он завершится.

  • (разрядка напряжения)— процесс и механизм восстановления психического равновесия, обеспечивающий понижение уровня внутрипсихической на

  • (англ. reason) — форма мышления, которая позволяет человеку переработать в научном понятии данные созерцания и представления, т. е. всесторонн

  • (29.09.1895, Туниата, Пеннсильвания - 20.09.1980, Хиллсбороу, Северная Каролина) - психолог и парапсихолог, один из основателей научной парапсихологии

  • (24.03.1897, Галиция, Австрия - 3.11.1957, Льюисбург, США) - немецко-американский психолог.Биография.С 1922 г. - руководитель венского семинара по психоан

  • (9.4.1902, Вена - 5.1.1971, Питтсбург, США) - американский психоаналитик.Биография.Обучалась медицине в Вене, в 1920 г. вышла замуж за В.Райха. С 1929 г. - чл

  • Набор контекстов или способов восприятия чего либо, как, например, в рамке результата, в рамке раппорта, в рамке возврата и т.п. (Смотри также

  • Это те случаи, когда вы притворяетесь, что некоторое событие уже произошло, и тогда, думая, что оно "как будто" случилось, провоцируете творч

  • формы общественных взаимоотношений у животных, образующие подобие иерархии в их сообществах. Особенно сложные формы общения имеются у жив

  • Способ уменьшения эффекта последовательности. Порядок задач, выполняемых участниками эксперимента, определяется случайным выбором.

  • Составление списка результатов по порядку, от первого до последнего. Например:

  • (22.04.1880, Вена - 31.10.1939, Нью-Йорк) - австрийский психолог, психотерапевт.Биография.С 1906 по 1915 г. - секретарь Венского психоаналитического обществ

  • Категория.Стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет.Специфика.Характеризуется качественными изменениями в развитии функций

  • Редкий синдром, который в большинстве случаев присутствует с рождения или начинается в первые 30 месяцев. Реакции на слуховые и иногда на зр

  • Категория.Специальная или общая одаренность, обнаруживаемая у детей.Специфика.Время проявления той или иной одаренности в разных областя

  • см. эффект Раншбурга

  • (род. 22.05.1911, Лозовая, Россия) - американский философ, представитель операционализма, биолог, психолог.Биография.В 1941 г. окончил Чикагский уни

  • Ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, ощущение доверия; создается подстройкой, отзеркаливанием и присоединением; состоян

  • Дискриминация людей по расовому признаку. Расширенные определения расизма меняются в зависимости от намерения исследователей, но попадаю

  • — чувство вины, возникающее после совершения проступка или преступления.

  • Графическое изображение частоты встречаемости определенных результатов. Распределение можно изобразить различными способами, включая г

  • См. Концентрированное научение.

  • (распредмечивание)— философское понятие, означающее процесс, в коем свойства, сущность и «логика» предмета становятся достоянием субъект

  • Тенденция. в соответствии с которой наблюдатель менее склонен оказывать помощь в присутствии других людей, чем если бы он находился в один

  • — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Иногда Р. возникает при напря

  • См. Выборка.

  • Прочно укоренившиеся формы дезадаптивного поведения, обычно проявляющиеся в подростковом возрасте или раньше и сохраняющиеся в течение б

  • Общий термин для всех психических расстройств, влияющих на эмоциональное состояние человека. По классификации ОБМІѴ существуют две главн

  • Категория.Клиническое нарушение.Специфика.Ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию.

  • выделенные в нейропсихологии нарушения памяти, возникающие как проявление распада всей структуры активной психической деятельности чело

  • Расстройства, включающие главным образом агрессивность и деструктивное поведение, и расстройства, включающие правонарушения. Термин долж

  • Расстройства, включающие виды поведения, перечисленные в категориях расстройств поведения с нарушением и без нарушения общественных норм

  • Специфически компульсивныерасстройстваповеденияилиакты правонарушения. Синоним: нарушение поведения компульсивное.

  • В МКБ-9 эта категория включает нарушения сна неорганической природы, такие, как гиперсомния, бессонница, нарушения ритма сна, ночные кошмар

  • 1. Нарушение строя, порядка построения чего-либо.2. Причинение ущерба чему-либо; нарушение порядка, нормального состояния чего-либо.3. Полный

  • Случаи, при которых основными симптомами являются краткие провалы внимания, отвлекаемость и гиперактивность, составляющие гиперкинетиче

  • Смотри синоним: Гиперкинетическое расстройство поведения.

  • Личностная организация, присущая субъекту в течение всей его жизни, характеризующаяся ощущением отсутствия личной безопасности, сомнения

  • Расстройство личности, характеризующееся пассивностью и слабостью или неадекватной реакцией на требования повседневной жизни. Недостато

  • Состояние, характеризующееся преобладанием в течение всей жизни определенного настроения, которое может быть устойчиво депрессивным, уст

  • Состояние, характеризующееся лабильностью аффекта, зависимостью от других, жаждой признания и внимания, внушаемостью и театральностью. Ча

  • Смотри синоним:Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений.

  • Расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязательствам, отсутствием сочувствия к окружающим и тупым или же

  • Расстройство личности, при котором наблюдается замкнутость, слабость социальных и других контактов с аутистическим уходом в мир фантазий

  • Расстройство личности, характеризующееся неустойчивостью настроения со склонностью к периодическим вспышкам гнева, ненависти, насилия и

  • Общий термин, обозначающий любые нарушения речи или мышления, которые могут быть симптомами псыхического расстройства. К примеру, расстро

  • ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Особенно распространены такие расстройств

  • общие нарушения памяти, проявляемые в неполноценном сохранении следов воздействий различной модальности. Для них характерно затруднение

  • частые нарушения памяти, проявляемые только при сохранении и воспроизведении информации определенной модальности. Возникают при поражен

  • нарушения памяти, обусловленные поражением речевых зон мозга головного, из-за чего оказывается невозможным организация запоминаемой инфо

  • Нарушение характеризуется вызывающим поведением, непослушанием, конфликтностью, агрессивностью, деструктивными формами поведения, прист