Большая психологическая энциклопедия

  • см. деперсонализация

  • чтобы яснее представить различные направления и школы в психологии, различные подходы к ней, здесь они «рассортированы» соответственно их

  • Методы опроса для получения информации о конкретной области человечсской деятсльности. Обзоры, как правило, проводятся заочно, так что рес

  • Область в лобной долс коры головного мозга, где находится центр речи. Повреждение этой области нарушает речевую способность человека и мож

  • Участок височной доли головного мозга, имеющий важное значение для интерпретации речи и навыков чтения. Здесь находится «анализатор слов»

  • — социологические и социально-психологические концепции, построенные на основе модели «экономического человека», т. е. исходящие из предс

  • (англ. detection).1. Наряду с различением, опознанием и идентификацией один из 4 основных сенсорных процессов (см. также Прием информации). В узком

  • Степень достоверности, с которой исследователь может экстраполировать свои выводы на целую категорию объектов, или популяцию организмов.

  • Процесс, посредством которого определенный опыт становится репрезентацией целого класса опыта; один из трех процессов моделирования в НЛ

  • — обобщение, основанное на выделении существенных связей между явлениями внешнего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Оп

  • — обобщение, основанное на непосредственно наблюдаемых или переживаемых свойствах предметов и явлений. Использование подобных свойств к

  • (англ. generalized other) — термин, введенный амер. социальным философом и социальным психологом Дж. Г. Мидом (Mead, 1863-1931) для обозначения осознанных и

  • — способность ощущать пахучие вещества, воспринимая их как запахи. Химические вещества, распространяемые в виде пара, газа, пыли и прочего,

  • Категория.Форма чувствительности.Специфика.Способность ощущать и воспринимать пахучие вещества как запахи. Химические вещества, распрос

  • (англ. olfactory sensations) — вид ощущений, отражающих химические свойства летучих веществ (называемые запахами). Запахи для человека являются приз

  • Относящийся к органам обоняния.

  • Этимология.Происходит от греч. analysis - разложение, расчленение.Категория.Вид анализатора.Специфика.Нейрофизиологическая система, благодар

  • Этимология.Происходит от лат. reflexus - отраженный.Категория.Форма безусловного рефлекса.Специфика.Защитная реакция организма в ответ на раз

  • — согласно З. Фрейду — повторный процесс изменения сновидения, начинающийся после того как сновидение становится перед сознанием как объ

  • (англ. bottom-up processing и top-down processing; заимствования из компьютерной лексики). 1. Последовательный переход от восприятия (распознавания) отдельных

  • каковы бы ни были цели и методы исследований психологических, получаемые в итоге данные можно рассматривать как результаты измерений разл

  • — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последо

  • Категория.Результат конструктивной деятельности субъекта, которой не имеет аналогов в реальной действительности.

  • — отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с коими взаимодействует деятельный субъект.

  • — возникающие при сновидениях и в состояниях просоночных (см. сон; гипноз).

  • — целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. В понятии О. м. воплощена идея

  • см. Мышление образное.

  • — совокупность представлений оператора о реальном и прогнозируемом состоянии объекта деятельности и эргатичсской системы в целом, о целя

  • 1. Обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.2. Нечто, образованное из чего-либо.

  • — один из механизмов защитных — форма защиты психологической, характерная изменением неприемлемой для сознания тенденции или способа по

  • симптом невротический: образование - процесс появления симптоматики патогенной, действие коего обеспечивается механизмами, превращающим

  • см. психологическая служба образования

  • — отражение в сознании субъекта того предмета или процесса, на который направлено действие. Полнота образа оперативного строго определяе

  • — образ оперативный, служащий основой для выполнения всего действия. Преимущественно вбирает в себя признаки конечного состояния предмет

  • — образ оперативный, служащий основой для оценки текущих состояний действий с некоим предметом: распознания сигналов, сличения текущего с

  • — ощущения зрительные, сохраняемые в течение некоего, обычно непродолжительного времени после прекращения действия раздражителя оптичес

  • — иллюзорные ощущения в ампутированной части тела. Характерны появлением навязчивых ощущений зуда, боли, анемии, субъективно локализован

  • — субъективные образные представления предметов или предметных композиций, отчетливые и детализованные, некое время сохраняемые после п

  • Логический навык, обладая которым, ребенок может совершить серию мысленных шагов, а затем обратить их вспять и вернуться к первоначальной

  • см. Двойственные изображения.

  • Объяснение перцептуальной обработки на основе прошлых переживаний, ожиданий или контекста, в котором имело место восприятие.

  • Ответное действие, регулирующая реакция, вызванная возникшей ситуацией. В групповой терапии ведущий часто запрашивает в конце эпизода инд

  • Поведение, противоречащее сложившейся установке. К примеру, если нам не нравится рокгруппа, но мы покупаем билет на один из ее концертов, то

  • Смотри синоним: Расстройство личности ананкастическое.

  • Квазиритуальное выполнение действия, направленное на снижение чувства тревоги (например, мытье рук, чтобы исключить заражение), обусловле

  • Состояние, при котором самым ярким симптомом является ощущение субъективной компульсии (которому личность противодействует) выполнять оп

  • Нежелательные мысли и идеи, вызывающие настойчивые, упорные размышления, которые воспринимаются как неуместные или бессмысленные и котор

  • (от лат. obsessio — осада, схватывание) — см. ананказмы.

  • (ананказм)— разновидность состояний навязчивых, выявляющихся в переживаниях и действиях, не требующих для появления определенных ситуаци

  • — образование рефлексов условных.

  • — термин, введенный американским психологом Б. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей (см. рефлекс условный).

  • — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как сп

  • (англ. learning organization) — течение в организационном поведении 1990-х гг., основанное на признании ценности знаний для роста конкурентных преимуще

  • Категория.Форма естественного эксперимента.Специфика.Характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит пр

  • — процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассм

  • (англ. education and development) — широко разрабатываемая в психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов (см. Педаго

  • — формирование определенных навыков в ситуациях, когда их непосредственное применение не нужно и они оказываются невостребованными. Осно

  • — многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного. Такая форма и п

  • — система методов и средств обучения, основой коего выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания ситуации про

  • — система методов и средств обучения, основой коего выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового

  • — обучение, построенное по принципу моделирования (имитирования) реального технологического процесса или действия технического устройст

  • — процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Обеспечивает гораздо большую пластичность по сравнению с обучением облиг

  • Один из методов Жана Пиаже, в основс которого лежит убсждение, что дети должны учиться на собственном опыте. Вместо устного изложения факто

  • (психологическая готовность к школьному обучению)— сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успеш

  • Мера общей репродуктивной выгоды, которую животное передает чсрез своих прямых потомков (прямая годность). плюс репродуктивная выгода от б

  • Автор.Ф. Гальтон (середина XIX в.).Категория.Интегральный уровень развития специальных способностей.Специфика.Связана с развитием частных с

  • — теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности и методы психологии, ее осно

  • см. фактор общей судьбы

  • (дефицит общения)— снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с его пребыванием в детских учреж

  • Несмотря на то что общение обучающего с обучающимся исторически возникло вместе с началом процесса передачи социального опыта и с тех пор

  • — сюда входят жесты, мимика, пантомимика и другие движения выразительные.

  • — с позиций психологии социальной выделяются такие стороны общения:1) сторона коммуникативная — выражается в обмене информацией, ее поним

  • — тип общения с окружающими людьми, преобладающий в данном возрастном периоде. Значительно воздействует на формирование основных качеств

  • (коммуникация) — передача информации от одной особи к другой — «язык животных». Общение животных, в отличие от человека, — закрытая врожде

  • — согласно одному из подходов, выделяются:1) макроуровень — выражается в том, что человек общается с другими людьми согласно сложившимся о

  • (от лат. fatuus — глупый) — бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого проце

  • Значение, придаваемое событиям или ситуациям, согласно общему мнению тех, кто переживает эти события или ситуации. Люди, переживающие неко

  • — выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений, отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, з

  • Представления большинства людей об устройстве общества и окружающего мира. Знание сначала оглашается специалистами (психологами, политик

  • Склонность некоторых животных к групповому обитанию. Животные собираются в группы по ряду причин:• Усиленная бдительность: присутствие д

  • Характеристики, свойственные всем представителям отдельной культуры. Хотя такие черты возможны, более вероятно, что мы приписываем их пре

  • Этот термин, предложенный Гансом Селье, обозначает схему физиологической реакции на стрессовые ситуации. Общий адаптационный синдром дел

  • Форма третичного нейросифилиса, при котором неврологические (парез глазодвигательного нерва, зрачковая реакция Аргайла-Робертсона, атроф

  • Смотри синоним: Общий паралич душевнобольного.

  • психоанализ: принцип общий - согласно Э. Фромму, современный психоанализ практикует два основных принципа терапии, кои непосредственно свя

  • Фактор интеллекта, который, как ранее считалось, обусловливает показатели человека в различных тестах на умственные способности. Этот гип

  • — согласно З. Фрейду — вторая первобытная форма человеческого общества — совокупность родственных особей, возглавляемая одним из сынове

  • Единая структура НЛП. Трехмерная матрица неврологических уровней, позиций восприятия и времени.

  • — фрагмент реальности, на к-рую направлена активностъ взаимосвязанного с ней субъекта. Вещи, существующие независимо от субъекта, становя

  • Термин относится к тестам, в которых респондентам приходится выбирать одну из нескольких альтернативных возможностей. К примеру, человека

  • — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где расположены источники воспринимаемой информации.

  • — общее название для психологических школ и направлений, которые в противовес субъективной интроспективной психологии считали метод инт

  • Состояние тревожпости, возникающее каждый раз, когда мы считаем, что подвергаемся реальной опасности. В подобных ситуациях (к примеру, когд

  • 1. Действительное; независимое от воли и сознания субъекта существование предметов, явлений и процессов, их свойств и отношений, всего мира

  • 1. Существующий вне и независимо от сознания; присущий самому объекту или соответственный ему.2. Соответственный действительности; непредв

  • (англ. objective method).1. В широком смысле: совокупность общих путей, средств и требований к психологическому исследованию, обеспечивающих максим

  • — согласно З. Фрейду — либидо, обращенное на объект, привязанное к сексуальным объектам. Будучи отнятым от объектов, снова превращается в Я

  • наука: объект - та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки. Но п

  • (привязанность к объекту)— либидинозная связь, отличительная особенность коей — устойчивая фиксация либидо на определенном объекте или н

  • (объект отношений референтных)— индивид или группа как один из основных элементов структуры отношений референтных, с коими субъект этих о