Большая психологическая энциклопедия

  • (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — максимальное число импульсов, которое нервная клетка или функциональная структура может переда

  • Термин обычно обозначает помещение, где психолог может наблюдать за поведением участников, поддерживая определенную степень контроля над

  • (от лат. laborare — работать, experimentum — опыт) — разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обес

  • (1889–1963) — российский психолог. Разрабатывая проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии на материале исследования интеллектуальн

  • (1874–1917) — русский врач и психолог. Придерживаясь естественнонаучной ориентации, разработал «характерологию» — психологическую концепци

  • см. Естественный эксперимент.

  • (1927, Глазго, Шотландия - 1992) - английский психиатр, психолог, один из основателей антипсихиатрии.Биография.Окончил университет, работал в кач

  • (13.04.1901, Париж - 9.09.1981, Париж) - французский философ, основатель структурного психоанализа.Исследования.Основывался на идеях З.Фрейда об особ

  • Ныне устаревшая и отвергнутая система взглядов на наследственлостъ и приобретенные характеристики. Ламарк полагал, что если среда обитан

  • (1709 - 1751) - французский философ-материалист, врач.Биография.Изучал богословие, физику и медицину. Прошел стажировку у профессора Лейденского

  • (Lamettrie, 1709-1751) — фр. философ-материалист, врач. Придерживался позиции эмпирического исследования психики, решая психофизическую проблему в

  • (4.12.1834, Вордингборг - 25.5.1900, Копенгаген) - датский медик, физиолог, философ.Биография.Получил общее образование в Метрополитен-школе (1853), зате

  • (28.09.1828, Вальд близ Золингена - 21.11.1875, Марбург) - немецкий философ-неокантианец, экономист и психолог.Биография.Родился в семье пастора, после

  • (1858–1921) — русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России. Сформулировал концепцию стадиальности (фазовости)

  • см. Микрогенез, Экспериментальная психология.

  • см. парадокс Лапьера

  • — этноспецифический термин, означающий синдром, характерный нарушением поведения в экстремальных ситуациях: оно разворачивается по схем

  • (англ. latent learning) заключается в возможности непроизвольного ознакомления с ситуацией или последовательностью событий, в результате чего со

  • Этимология.Происходит от лат. latens - скрытый.Категория.Форма обучения.Специфика.Формирование определенных навыков в ситуации, когда их непо

  • Термин обозначает период, когда организм неактивен или кажется неактивным. Это бездействие обычно бывает вызвано особым атшулом и заканчи

  • сновидение: мысль скрытая - (латентные мысли сновидения) — собственно, бессознательное содержание сновидения, самый сильный элемент коего

  • — скрытый, внешне не проявляющийся.

  • (от лат. latens — скрытый, невидимый) — ряд методов, позволяющих реконструировать неизвестную исследователю истинную структуру связей между

  • Этимология.Происходит от лат. latens - скрытый.Категория.Время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции.Специфи

  • Одна из стадий формирования суицидального поведения. Период времени, когда личность находится в состоянии социально-психологической и пс

  • Термин описывает тот факт. что многие методы убеждения или пропагаиды не дают моментального результата, но любые изменения в поведении чел

  • Этимология.Происходит от лат. lateralis - боковой.Категория.Процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями го

  • Эффективный биологический немедикаментозный метод коррекции и профилактики суицидального поведения. Терапевтическое влияние на психиче

  • Подход к решению проблем, при котором человек смотрит на проблему под разными углами, пытаясь найти наилучшее решение. Этот подход считает

  • (15.09.1824 - 14.04.1903) - немецкий философ, психолог, один из основателей психологии народов.Биография.Профессор в Берне (1860) и Берлине (1873-96). Вместе с

  • (1859–1924) — немецко-американский биолог. Лидер механистического направления в зоопсихологии, автор учения о тропизмах. Используя данные сво

  • (7.05.1841, Ножан-ле-Ротру - 15.12.1931, Париж) - французский философ-идеалист, социолог, антрополог.Биография.Доктор медицины.Исследования.Стремился

  • (10.04.1857, Париж - 13.03.1939, Париж) - французский философ и психолог, представитель французской социологической школы.Биография.В 1879 г. получил обр

  • (1857–1939) — французский философ, социолог, психолог, этнограф. Используя богатый этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии,

  • (9.09.1890, Познань - 12.02.1947, Ньютон, Массачусетс) - немецко-американский психолог.Биография.Профессор Психологическом институте Берлинского уни

  • (1908-1989) — сов. психолог, дефектолог, логопед, участница «пятерки» учеников Л. С. Выготского. Под его руководством осуществила эксперименталь

  • (1890–1947) — германо-американский психолог. Был близок гештальтпсихологии. Выступил с критикой ассоциативной концепции аффективно-волевых а

  • Американский психолог, широко известный благодаря своей книге «Времена года в жизни человека». Согласно Левинсону, жизненный цикл человек

  • (17.04.1890, Ранненбург Рязанской губернии - 17.02.1972, Москва) - отечественный психолог.Биография.Родился в семье священника, закончил Ранненбургск

  • — доминирование левой руки, коя становится ведущей — прежде всего в силу врожденного доминирования правого полушария мозга головного. В н

  • Категория.Положение о важности учета доминантности полушарий головного мозга у больных с локальными мозговыми поражениями.Специфика.При

  • — сформированные у левшей обучением навыки использования правой руки как ведущей. При леворукости скрытой дети научаются действовать пре

  • Смотри синоним: Отставание в чтении специфическое.

  • (1.07.1646, Лейпциг - 14.11.1716, Ганновер) - немецкий философ, математик, языковед, развернувший критику учения Дж.Локка о душе как "чистой доски".Биог

  • (1646–1716) — немецкий философ. Опираясь на открытое им дифференциальное и интегральное исчисление, представил психический мир в виде бесконе

  • (Leibniz, 1646-1716) — нем. философ, математик, языковед, историк, юрист, изобретатель. Решение Л. ряда психологических проблем означало новый шаг в п

  • — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х до середины 30-х гг. ХХ в. Основные представители Ф. Крюгер, Г. Фолькельт

  • см. первая Лейпцигская школа

  • (род. 1918, Днепропетровск) - отечественный психолог.Биография.В 1945 г. окончил филологический факультет Московского университета, учился в ас

  • — универсальное средство защиты от бесполезного труда. Чаще всего — следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто многолет

  • (21.04.1904 - 1988) - немецкий невролог, психиатр и психолог.Биография.Профессор неврологии в неврологической клинике Шарите университета им. Гумб

  • (1903–1979) — советский психолог. Разрабатывая в 20-х гг. совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл эксп

  • Вид младенческой звуковой коммуникации: такие морфемы, как «дадада» или «мамама», не имеющие определенного смысла (это повторение созвучи

  • (4.4.1898, Мюнхен - 15.3.1972, Мюнхен) - немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии.Биография.Получил среднее образова

  • см. Гомосексуализм.

  • (1837–1909) — русский анатом, педагог и психолог. Обосновывая теорию физического воспитания, рассматривал ее в контексте задачи формирования

  • Подход к лечению психических расстройств, основанный на биологических объяснениях причин анормального поведения. Лечение медицинскими п

  • — совокупность и последовательность классических терапевтических процедур. Организационно: продолжительность сеанса — около 45 минут; ча

  • (7.09.1890 Дэвис, США - 7.08.1958, Пуатье, Франция) - американский психолог, сторонник бихевиоризма.Биография.Обучался у Дж.Уотсона в университете Дж.

  • (1890–1958) — американский психолог. Изучал изменения в психической регуляции поведения животных при удалении у них различных частей головно

  • — индивидуально-психологическая особенность, выражается в сознательном искажении действительного положения вещей, в стремлении создать

  • — склонность ребенка воспринимать события не такими, каковы они на самом деле, но такими, как ему хотелось бы. При этом ребенок фантазирует,

  • (либидинозная конституция массы, либидозная конституция массы) — согласно З. Фрейду — «первичная масса», имеющая вождя и не обладающая кач

  • (от лат. libido — желание, влечение) — одно из ключевых понятий психоанализа. Исходно обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений

  • Этимология.Происходит от лат. libido - влечение, желание, стремление.Категория.Теоретическое понятие классического психоанализа.Специфика.Пр

  • (либидинозная конституция массы, либидозная конституция массы) — согласно З. Фрейду — «первичная масса», имеющая вождя и не обладающая кач

  • см. Я-либидо.

  • — закрепление либидо на том или ином элементе; предрасполагающий внутренний фактор этиологии неврозов.

  • (от англ. leader — ведущий) — член группы, за к-рым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наибол

  • — см. стиль лидерства (стиль руководства)}}.

  • — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований Л. выделены р

  • (стиль лидерства; стиль руководства)— типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левин выд

  • (от лат. lingua — язык) — гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа об обусловленности восприятия и мышления структурами языка. Согласно Л. о. г., языковые на

  • (род. 2.05.1900) - немецко-американский психолог.Биография.Образование получил в Германии. В 1927 г. переехал в США. С 1954 г. - профессор психиатрии Га

  • (род. 27.11.1920) - американский психолог.Биография.В 1945 г. окончил университет штата Пенсильвания. Работал в Западном резервном университете в О

  • Этимология.Происходит от греч. programma - предписание.Автор.Первоначально разработано Б.Ф.Скиннером.Категория.Форма программированного обуче

  • — линия, соединяющая зрачок глаза с точкой фиксации взора на предмете. С эргономической точки зрения оптимальность наблюдения обеспечива

  • Метафора для выражения того, как мы храним наши образы, звуки и другие ощущения в памяти и воображении; способ кодирования и обработки поня

  • (род. 25.10.1904) - американский психолог.Биография.Работал в университете Арканзаса, Корнелльском колледже. С 1949 г. по 1972 г. профессор Орегонског

  • (1863 - 1925) - немецкий психиатр.Исследования.Занимался проблемами галлюцинаций, афазии, апраксии. Разработал так называемую пробу Липманна, ко

  • (1880 - 1933) - немецкий психолог и психотехник.Биография.Ученик Г.Эббингауза и В.Штерна. В 1906 г. основал в Берлине Институт прикладной психологии

  • (1929-1984) — сов. психолог. В 1950-е гг. Л. под руководством А. В. Запорожца выполнила исследование, в котором показала возможность формирования пр

  • (1929, Харьков - 5.08.1983) - отечественный психолог.Биография.В 1952 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ, училась в аспиран

  • мозг головной: функция: латерализация (литерализация функций головного мозга) — процесс перераспределения функций психических между левы

  • Этимология.Происходит от лат. littera - буква и греч. para - возле, около + phasis - речь.Категория.Нейропсихологическое нарушение.Специфика.Замена зв

  • Химический элемент, встречающийся в природе. В форме карбоната лития широко применяется при лечении биполярных расстройств, особенно мани

  • — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью, якобы благими намерениями.

  • — согласно З. Фрейду — особое состояние, поддерживаемое обществом из-за присущего ему чувства неуверенности и потребности защитить свою о

  • Редкое состояние, при котором субъект ощущает себя в разное время двумя или более относительно независимыми личностями. Диссоциация, внуш

  • см. нарушения личности

  • см. теория личности Адлера

  • см. теория личности Салливена

  • см. теория личности Фромма

  • см. теория личности Хорни

  • см. тесты личности

  • Категория.Класс психодиагностических методик.Специфика.Предназначены для определения степени выраженности у индивида определенных личн

  • (от лат. constructio — построение) — создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, с помощью к-рого осуществляется понимание объект

  • Тест, предназначенный для оценки характеристик личности. Личностный опросник Айсенка, основанный на теории личности Г. Дж. Айсенка, измеря

  • Метод определения личности по шкале экстравертность/интровертность и стабильность/невротическое состояние. Человеку задают ряд вопросов

  • — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради к-рых развертывается ее деятельность, осознав