Онлайн-калькулятор призвания

Большая психологическая энциклопедия

  • — болезни, обусловленные патогенным состоянием либидо, направленного на Я. Согласно З. Фрейду, сюда относятся парафрения и паранойя (см. не

  • 1. Расстройство психики; согласно З. Фрейду, происходит от конфликта между двумя стремлениями: сексуальной потребностью и лишением и вытесн

  • (болезнь психическая)— заболевания, характерные преимущественно расстройствами психики. Выделяются три основных вида:1) психозы различно

  • (психосоматоз)— Ими занимается направление психологии медицинской, изучающее влияния психологических факторов на появление ряда заболев

  • — процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исслед

  • Этимология.Происходит от нем. End - завершение + Gestalt - форма, структура.Категория.Понятие, использующееся в гештальтпсихологии для обозначен

  • Смотри синоним: Самоубийство.

  • (англ. dependent variable) — переменная, на которую оказывает влияние др. фактор в эксперименте (независимая переменная). См. Лабораторный экспериме

  • — от лекарственных препаратов или наркотиков. Бывает физиологической, если сам организм нуждается в данном веществе для нормального (скор

  • Смотри синоним: Привыкание.

  • Психическое и иногда соматическое состояние, возникающее в результате приема наркотических средств и характеризующееся поведенческими и

  • Смотри синоним: Злоупотреблениетабаком.

  • — негативное состояние психики, вызывающее, как правило, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния. В состоянии З. человек восп

  • (задание закрытого типа) — сюда относятся задания, задачи и вопросы, где ответ нужно выбрать из нескольких предложенных вариантов.

  • (задание закрытого типа)— сюда относятся задания, задачи и вопросы, где ответ нужно выбрать из нескольких предложенных вариантов.

  • — задание, основанное исключительно на наблюдении, рассуждении и манипуляциях.

  • — содержит упражнения с образами — картинками, рисунками, схемами и прочим, предполагающие активное использование воображения и мысленны

  • (задание открытого типа)— сюда относятся задания, задачи и вопросы, где ответ дается испытуемым самостоятельно.

  • — содержит упражнения и задачи, кои испытуемый должен выполнить наглядно-действенно — то есть практически манипулируя реальными предмет

  • — содержит упражнения и задачи, решение коих требует проявления способностей мышления теоретического. В этом смысле отчасти близки к зада

  • — содержит упражнения и задачи разного рода, подлежащие решению испытуемым при выполнении теста. По результатам выполнения этих задач дел

  • (ограниченность времени выполнения тестовых заданий)— требование, согласно коему полное время выполнения заданий теста не должно превыша

  • — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. З. неспеци

  • (англ. inclinations) — генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и н. с., являющиеся индивидуально-природной пред

  • — природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические особенности системы нервной и мозга, составляющие природную ос

  • —1) отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и д

  • — мысленный образ движения, кое требуется совершить; в нем соотнесена информация о цели движения, о средствах и способах решения задачи.

  • (от греч. problema — задача).1. В широко распространенном смысле З. — вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интер

  • психоанализ: задача - состоит в том, чтобы помочь страдающему человеку понять истинную причину страданий, скрытую в бессознательном, вспом

  • — в зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи ее решение выполняется различными спо

  • см. учебная задача

  • — замедление или остановка развития некоего влечения или процесса.

  • развитие психическое: задержка - парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть вре

  • развитие психическое: задержка - парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть вре

  • Группа расстройств, основной характеристикой которых является специфическая задержка в развитии. В каждом конкретном случае развитие свя

  • См. Головной мозг.

  • Склонность запасать пищу впрок, развитая у некоторых животных. Они делают это различными способами, но чаще всего зарывают пищу или прячут

  • Разновидность когнитивного процесса, при котором суждения выносятся на основе доступных свидетельств, а не прямого наблюдения за события

  • — в психологии — перенос на развитие психики ребенка соотношения между онтогенезом и филогенезом, установленного немецкими естествоиспы

  • — Состоит в том, что величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности светового стимула на его

  • (иногда — за кон Вебера) — один из основных законов психофизики — установленная для случая различения одномерных раздражителей сенсорных

  • (или закон Бугера—Вебера; англ. Weber's law) — один из законов классической психофизики, утверждающий постоянство относительного дифференциал

  • — логарифмическая зависимость силы ощущения Е от физической интенсивности раздражителя Р: Е = к log P + с, где k и с — некие постоянные, определ

  • (англ. Jackson's law) — эмпирическое обобщение, согласно которому степень «сопротивления» психической функции ее расстройству прямо связана с э

  • — закон суммативности процесса психического (познавательного), основанный на постулате об аддитивности (или неперекрываемости) его отдел

  • Этот закон гласит, что при выполнении большинства задач производительность постепенно возрастает с повышением уровня активации до той то

  • (англ. Yerkes—Dodson law) — эмпирическое обобщение, первоначально установленное амер. психологами Йерксом и Додсоном (1908) в опытах на животных (кры

  • — эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно коей при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленн

  • см. закон биогенетический.

  • — Тело науки составляют законы — обнаруженные устойчивые взаимосвязи явлений, выявление коих позволяет описать, объяснить и предсказать

  • Эмпирическая закономерность, согласно коей порог восприятия зрительного уменьшается пропорционально квадратному корню из площади возде

  • Этот закон гласит, что повторяющиеся действия выполняются лучше и менее подвержены ошибкам. Как одно из объяснений феномена научения, зако

  • см. Прегнантность.

  • см. закон Вебера-Фехнера.

  • — закономерность, сформулированная в конце XIX в. Т. Рибо, согласно коей разрушения памяти при прогрессирующей амнезии, — например, в случая

  • — закономерность, открытая в 1877 г., согласно коей такие характеристики раздражителя порогового, как яркость и угловая площадь воздействия,

  • (англ. law of strength).1. Монотонно возрастающая (в частности, прямо пропорциональная) зависимость времени реакции от интенсивности стимула (или л

  • Согласно этому закону, сформулированному Эдвардом Торндайком, события в окружающей среде «вознаграждают» организм за определенные виды п

  • Автор.И.Мюллер (1827 г.).Категория.Теоретический постулат сенсорной психофизики.Специфика.Согласно этому закону, каждый орган чувств имеет с

  • (англ. specific energies doctrine) — сформулированный нем. физиологом Иоганном Мюллером (1827) общий принцип сенсорной психофизики. Согласно З. с. э., каждо

  • — установленная американским ученым — психологом и психофизиологом С. С. Стивенсом формула — модификация закона психофизического основн

  • — закономерность, согласно коей видимая яркость источника прерывистого света по достижении частоты слияния мельканий становится равной

  • 1. Сформулированный в 1860 г. Г. Т. Фехнером закон, согласно коему величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражите

  • — утверждает, что время реакции при выборе из некоего числа альтернативных сигналов зависит от их количества. Впервые эту закономерность

  • правила получения определенных цветов за счет их смешения, сформулированные первоначально И. Ньютоном:1) для каждого цвета существует един

  • (в теории Л. С. Выготского). Имеются в виду сформулированные Выготским законы, которые описывают онтогенетические стадии развития высших пс

  • — установление зависимости качества (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации. Открыты американским

  • (англ. laws of learning). На рубеже XIX-XX столетий амер. психолог Э. Торндайк (Thorndike, 1874-1949) сформулировал несколько эмпирических обобщений, которые пол

  • (англ. laws of color mixing). В основе З. с. ц. лежит открытие И. Ньютоном возможности оптического сложения световых излучений (см. Смешение цветов). Опы

  • — эффект суммирования яркости нескольких спектральных цветов при их комбинации, обусловливающий восприятие нового единого цвета.

  • — закономерность, выведенная немецким психологом Эммертом, согласно коей видимая величина образа последовательного прямо зависит от уда

  • — постулат, сформулированный в 1827г. И. Мюллером как общий принцип сенсорной психофизики, согласно коему каждый орган чувств имеет специфич

  • — душевный импульс, направленный из бессознательного в сознание и являющий собой новую форму старой вытесненной идеи, связанной с несовме

  • — защитный механизм, имеющий две различные формы проявления. В психоанализе выделены защита путем замещения объекта и защита путем замеще

  • Если невротические симптомы устраняются без соответствуюшсй терапии самого расстройства, то оно вскоре начинает проявляться через други

  • (1901–1977) — российский психолог, дефектолог, педагог. Занимался исследованием детей с задержкой умственного развития (см. умственного разви

  • — ощущение, обусловленное воздействием пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости. Особое качество запаха обусловл

  • см. классификация запахов Линнея

  • см. классификация запахов Хеннинга

  • см. классификация запахов Цваардемакера

  • (у животных) — специфическая форма научения у животных (см. импринтинг).

  • (англ. imprinting, нем. Prägung) — специфическая форма научения животных, при которой в очень ранний период жизни в памяти фиксируются отличительны

  • — обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З. — важнейшее условие последующего восстановления вновь п

  • — запоминание без намерения запомнить материал, без использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. Связанн

  • — специальное действие, конкретная задача и намерение коего — запомнить точно, на максимальный срок, с целью последующего воспроизведени

  • (1905–1981) — российский психолог. Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в онтогенетическом аспекте, раскрыл роль пра

  • (30.08.1905, Киев - 7.10.1981) - советский психолог, ученик Л.С.Выготского.Биография.Окончил в 1930 г. педагогический факультет 2-го МГУ. Работал в качеств

  • Категория.Форма торможения.Специфика.Развитие процессов торможения при достижении силы раздражения критической, биологически допустимо

  • — установление, предписывающее отказ в удовлетворении влечения.

  • Использование страха как инструмента убеждения в попытке изменить устаиовку или поведение других людей. Эффективность использования стр

  • —1) процесс передачи эмоционального состояния (см. эмоции) от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уро

  • ГЛУБИННЫЕ ТЕХНИКИАктивная психотерапия (Фромм-Райхманн).Анализ бытия (Бинсвангер).Анализ судьбы (Сонди).Анализ характера (В.Райх).Анализ Я (

  •    ЗАСТЕНЧИВОСТЬ (с. 236)   Всем нам порой приходится общаться с незнакомыми или малознакомыми людьми, проявлять инициативу, отстаивать

  • — методическая процедура для исследования внимания слухового. Состоит в том, что испытуемый должен повторить вслух сообщение, передаваем

  • Состояние нарушенного сознания, представляющее собой легкие стадии расстройства, развивающегося по континууму – от ясного сознания до ко

  • см. Синдромы нейропсихологические.

  • Задняя часть полушарий коры головного мозга, главной функцией которой является обработка визуальной информации.

  • Смотри синоним: Параноидный психозпсихогенный.

  • — организованное повторение информации с целью запоминания.

  • (1881 - 1947) - австрийский психоаналитик и юрист.Биография.Член Венского психоаналитического общества. Совместно с О.Ранком был редактором жур